Лечение колокольным звоном



Вы можете бесплатно скачать колокольный звон
*
 
24 сентября 2012 года Свято-Успенская Святогорская Лавра торжественно отметила 20-летие со дня возвращение верующим древней обители...
 
*
 
В праздничные и воскресные дни звон трех колоколен сливается в один ликующий глас: Великая Лаврская колокольня, возведенная в XVIII веке и ставшая для своего времени высочайшей православной звонницей Руси, колокольни Ближних и Дальних пещер.
 
*
 
*
 
"В синем небе, колокольнями проколотом, Медный колокол, медный колокол То ли возрадовался, то ли осерчал... Купола в России кроют чистым золотом, Чтобы чаще Господь замечал..." Владимир Высоцкий.
 
 
Ростов — жемчужина Золотого Кольца, объединяющего старейшие города России. Достоянием мировой культуры являются Ростовские звоны — уникальный набор музыкальных произведений XVII—XIX вв., неотделимый от замечательного музыкального инструмента — знаменитой Ростовской звонницы. Каждый из её 13 колоколов, от самого большого, весом 2 тысячи пудов (32 тонны), до самого малого, имеет своё особое звучание
 
*
 
Школа звонарей, действующая при соборе Владимирской иконы Божией Матери, на настоящий момент является единственным местом обучения церковному звону в Петербурге.
 
*
 
Смотрит вдаль с берегов отвесных Куполов золотой рассвет, Белых храмов – застав небесных Вечных истин забытый свет! Над волнами лугов цветущих, Среди сосен могучих крон, Над березовой стройной гущей Слышен меди призывный звон! (Г.Васильев)
 
*
 
*
 
История звонов на Руси восходит еще к дохристианским временам. В православной традиции, наряду с клепалом и билом, широкое распространение на Руси нашли колокола. Русский колокольный звон уникален. Он сохранил в себе особенности славянской музыкальной культуры, которые, перефразируя Е.Трубецкого, можно было бы назвать "умозрением в звуках".
 
*
 
Илья Дроздихин — московский звонарь, руководитель Школы Церковных Звонарей, художественный руководитель московского фестиваля колокольного звона «Перезвон». Организованная Ильёй Школа Церковных Звонарей — это уникальное образовательное учреждение, обладающее большой учебной базой. Помимо обучения колокольному звону, Школа является постоянным организатором различных фестивалей колокольных звонов.
 
Колокольный звон на протяжении столетий был неотъемлемой частью жизни русского народа и в традиционной русской культуре воспринимался как "глас Божий".

Русский колокольный звон уникален: в основе его лежат ритм, темп и тембр. "Мелодия в собственном смысле слова… отступает на задний план или же совершенно исчезает" (В.Н. Ильин). Отсюда главное достоинство колокола - его благозвучие. "Звонящей молитвой" называл русские колокола американский кампанолог Эдвард Вильямс.

Колокольный звон выполняет в церковной жизни определенные функции:
  - созывает верующих к службе,
  - выражает торжество Церкви и Богослужения,
  - оповещает о времени совершения наиболее важных частей службы.
Звоны зависят от статуса службы (отсюда и названия колоколов, которые используют: праздничный, воскресный, вседневный, часовой).

Существует несколько видов звонов: благовест - одиночные удары в большой колокол, перебор - по одному удару в колокола от малого к большому, перезвон - поочередные удары в колокола от большого к малым и трезвон - несколько одновременно звонящих колоколов.

Благовест размеренными ударами в большой колокол возвещает о начале богослужения. Это самый древний из звонов и назван так потому, что несет благую, радостную весть о начале Богослужения. "Совершается благовест так: сначала производятся три редких, медленных, протяжных удара (пока не прекратится звук колокола), а затем следуют мерные удары" (протоиерей Серафим Слободской).

Перебор - это погребальный звон. Он представляет собой поочередные удары в каждый колокол, начиная с самого малого и до самого большого, с последующим общим ударом во все колокола одновременно. Такой перебор колоколов повторяется "кругами" столько времени, сколько того требует устав, в конце перебора следует краткий трезвон.

Медленный перебор колоколов, от самого маленького до самого большого, символизирует собою возрастающую жизнь человеческую на земле, а одновременный удар колоколов означает пресечение земной жизни смертью. Радость в будущей жизни со Христом выражается, в заключение скорбного перебора, трезвоном.

Перезвон представляет собой поочередные удары в каждый колокол, начиная с большего и до самого малого от одного до семи раз в каждый. Устав определяет количество ударов в зависимости от назначения звона, например, вынос Креста сопровождается перезвоном по три удара, Водоосвящение по семь.

Трезвон - самый сложный по сравнению с другими звонами, он является наиболее ярким выражением колокольного звона. Кроме богослужебных "прописных" уставов здесь существует звонарская преемственность, которая в книгах не описывается, но важна не менее, чем литературные указания звонарям, поэтому обучение звонарей предполагает не меньшее руководство, нежели бывает наставничество у иконописцев или церковных певчих и чтецов (замечу, что "в царской России официальных школ колокольного звона не существовало", но недостатка в звонарях не было).

Трезвон совершается так: сначала "звон во все колокола, затем маленький перерыв, и второй звон во все колокола, снова маленький перерыв, и третий раз звон во все колокола, то есть звон во все колокола трижды или звон в три приема" (прот. Серафим Слободской).

Существуют незыблемые правила для трезвона:
  - Постоянство ритма благовестника.
  - Запрет на исполнение мелодий (каких-либо песнопений, гласов и др.).
  - Постоянство темпа трезвона.
  - Иерархия колоколов: благовестник, большой и малый подзвон, зазвон.
  - Следование стилистике "попевочного фонда" местной традиции.

Разумеется, каждый опытный звонарь по-своему формулирует эти правила и свободен варьировать попевки и произвольно выбирать общее построение трезвона. Однако звонарь призван следовать традициям, которым обучен.
"В Церкви вся благообразно и по чину да бывает".

Развитие видов трезвона тесно связано со становлением русского церковного хорового пения, которое прошло большой путь от строгого знаменного моно-распева XVI века до трехголосия XVII-го. Скорее всего, становление трезвона как многоголосного вида звона происходит тоже на XVII век. Выделяются группы колоколов, которые выполняют различные функции в "колокольном оркестре" (такое деление сохраняется до сих пор). Самые маленькие колокола именуют дискантами или зазвонными. На них исполняют мелкие ритмические фигуры. Самые крупные - басовые колокола - задают темп звону и создают его основу, средние колокола или альты ведут мелодию.

На основе канонических на Руси сложилась разветвленная жанровая система звонов: будничные, постные, водосвятные, свадебные (или разгонные), встречные и, конечно, праздничные, среди которых великие, средние, красные. Красные звоны требуют большого состава колоколов, которыми располагают, в основном, кафедральные соборы, Лавры и крупные монастыри.

Колокольный звон в России всегда имел местные особенности. По-разному звучали звонницы на Севере и в Поволжье… Удивительные по красоте звоны были рождены местными традициями: в XVII-XVIII веках в Ростове Великом сложились Ионинский, Егорьевский, Акимовский звоны, несколько позже - Ионафановский, в Суздале - Ефимьевский, на Валдае - рябиновый… Колокольные церковные звоны прошли длительный путь развития, вобрав в себя весь опыт народного творчества. К началу ХХ столетия каждый регион России, каждая епархия имели свою сложившуюся каноническую систему звонов в рамках общерусской традиции.

Однако колокольный звон - одна из самых ярких черт русской жизни - имел не только богослужебное значение. Им приветствовали высоких гостей, собирали народ на вече, объявляли рекрутский набор, сообщали о свадьбе, смерти или казни, предупреждали о приближении врага и пожаре, указывали дорогу путникам, подавали сигналы времени. Звоны были "метельными", "сполошными", "вечевыми", "осадными", "позывными", "ратными"…

В конце XX - начале XXI века искусство колокольного звона переживает второе рождение после многолетнего запрета. Строятся новые храмы, для которых уже не на одном десятке предприятий льют колокола, созданы школы звонарей. И хотя возрождение - дело всегда не простое, хочется верить, что колокольный звон скоро вновь станет неотъемлемой частью русской жизни.

Светлана НАРОЖНАЯ   http://www.decorbells.ru/bell_zvon.htm

© kosmovidenie.ru. Все права защищены.   Представиться системе