Римская цивилизация

По преданию, Рим был основан на семи холмах (септимонциум, лат. Septimontium, от septem — семь и montes — горы) братьями Ромулом и Ремом в 753 году до нашей эры, но археологические данные показывают следы поселений бронзового века, возрастом не менее трех с половиной тысяч лет. В VI столетии до нашей эры центром поселений стал Форум Романум на Палатине. Подчинив себе Лациум (современный Лацио) и остальную Италию, Рим стал столицей огромного государства — Древнего Рима.

Римской цивилизацией является цивилизация, созданная римлянами на территории Италии и затем распространенная на все завоеванные народы. Центром этой цивилизации был Рим, давший ей название, первый мегаполис мировой истории, достигавший в периоды наибольшего могущества около 2 миллионов жителей. Римская цивилизация первоначально занимала материковую часть Италии на севере, Апеннинский полуостров, разделявший Средиземное море на западную и восточную части, что предопределило господство во всем средиземноморском мире, и остров Сицилию. В дальнейшем эта цивилизация простиралась на западе до Атлантического океана, занимая Испанию и Лузитанию, Северную Африку и Карфаген, на востоке – до Дона и Кавказа, на севере – до Британии включительно, на юге – до Парфии и верхних порогов Нила.

Во времени Римская цивилизация просуществовала 1500 лет, с X века до нашей эры.
Можно выделить условно следующие периоды:
- этрусский X – VIII века до нашей эры;
- царский VIII – VI столетия до нашей эры;
- республиканский VI – I века до нашей эры;
- раннеимператорский (принципат) I век до нашей эры – III век нашей эры;
- позднеимператорский (доминат) III – V столетия нашей эры.

Италия по природным условиям занимает более выгодное положение, чем Греция. Климат здесь мягкий, субтропический, с достаточным количеством осадков в Средней и Северной Италии; большей засушливостью отличалась лишь Южная Италия. По территории страны протекают полноводные реки, самые крупные из которых – По, Арно и Тибр; кроме этого, в Италии встречаются озера, порой достаточно крупные. Поэтому флора и фауна здесь много богаче, нежели в Греции. К тому же в Италии гораздо больше земель, удобных для земледелия. В Альпах и Апеннинских горах встречаются месторождения меди и олова, сплав которых позволял получать бронзу; встречались также залежи железа, золота и серебра. Нужно отметить также наличие глин, камня, мрамора; имелись уникальные месторождения природного жидкого цемента, который при смешивании с каменной крошкой вулканического происхождения позволил получить первый в мире бетон.

К середине III века до нашей эры, подчинив всю территорию Италии, Рим превратился в крупное государство, добившееся гегемонии во всем Средиземноморье, что привело к столкновению с Карфагеном.
После трех Пунических войн, одержав победу над Карфагеном в 146 году до нашей эры, Рим становится крупнейшей средиземноморской державой. Усилившееся в связи с ростом крупного землевладения и рабовладения разорение крестьян вызвало широкое движение сельского плебса, рабов (восстание Спартака) и первые вспышки гражданской войны на улицах Рима.

В социально-политической жизни Рима I века до нашей эры все большую роль стали играть армия и ее вожди (Л. К. Сулла, Г. Марий, Г. Помпей и др.). В ходе гражданской войны 49-45 годов неограниченным правителем государства стал Цезарь; в результате заговора сторонников республики 15 марта 44 года до нашей эры Цезарь был убит. Новый период гражданских войн завершился победой Октавиана, получившего от сената в 27 году до нашей эры титул Августа. Со времени правления Августа Рим стал империей.
При Траяне во II столетии нашей эры империя достигла максимальных границ. Восстания местного населения в завоеванных землях в сочетании с вторжениями варваров привели к отпадению ряда провинций и разделу империи в 395 году на Восточную и Западную. В 476 году вождем германских наемников Одоакром был низложен последний император Западной Римской империи Ромул Августул.

Материальная культура римлян

Особо внушительными представляются достижения материальной культуры и техники древних римлян. Достаточно обратиться к архитектуре. Именно римляне изобрели новый строительный материал – бетон, который со II – I веков до нашей эры получил широкое распространение и обеспечил повышенную прочность римских построек. Именно римляне усовершенствовали арку и стали первыми использовать сводчато-замковую конструкцию, вытеснившую греческие ордеры. Особенностью этой конструкции была кладка арки из усеченных трапециевидных камней; в центре арки, наподобие клина, вбивался замковый камень; сводчато-замковая арка способна была выдержать несколько этажей: чем больше сила тяжести действовала на замковый камень, тем больше были силы упругости. Эта конструкция стала применяться со II века до нашей эры для строительства мостов, акведуков, базилик и других публичных зданий; мосты порой превышали длиной 3 км, если вспомнить знаменитый, к сожалению, не сохранившийся, мост Траяна (98 – 117 годы) через реку Дунай. Акведуки, или водоводы, поднимались на арках над землей, как мосты, и порой были двух- и даже трехэтажными и достигали десятков и даже сотен километров; самым знаменитым из сохранившихся акведуков является двухъярусный акведук в Ниме (Франция). Акведуки Рима имели протяженность 440 км. Наряду с акведуками строились подземные канализационные каналы; здесь особую известность приобрела римская клоака.

В городах имелись театры, в которых разыгрывались трагедии и комедии; самым знаменитым из них был римский театр Марцелла (I век до нашей эры). Римляне первыми стали строить амфитеатры, предназначенные для самых массовых зрелищ – гладиаторских боев, травли диких зверей и т.п. Наибольшей известностью пользовался Колизей (I век до нашей эры); он вмещал 50 тысяч зрителей, на его арене могли биться две тысячи гладиаторов одновременно; вдоль сидений по специальным желобкам подавалась холодная вода, освежавшая и наполнявшая ароматами атмосферу зрелищ; подземные помещения Колизея включали в себя тренажерные залы, клетки для зверей, медицинские амбулатории и анатомические помещения. Римляне возводили цирки, в которых устраивались скачки на квадригах – колесницах, запряженных четверкой лошадей.

Города украшали величественные храмы. Самым выдающимся из них был Пантеон, храм «всех богов»; он был возведен Аполлодором Дамасским и увенчан куполом в 43 метра диаметром, остававшимся самым крупным вплоть до эпохи Возрождения. В период империи стали строить термы – общественные бани, представлявшие собой сложные комплексы сооружений: массажные залы, парильни, бассейны, серные ванны, а также гимнастические залы, внутренний двор с парком, библиотеку, симпосий и др. Наиболее внушительными были термы Каракаллы (III век до нашей эры) и Диоклетиана (IV век нашей эры), вмещавшие до 3 тысяч посетителей одновременно.

Римляне прославились в строительстве укрепленных лагерей (castrum), давших начало многим городам Средиземноморья. Наилучшей сохранностью отличается крепость Зара на побережье Адриатического моря, построенная специально для Диоклетиана, последнее место уединения отказавшегося от власти императора. Укрепленные лагеря вдоль границы империи порой соединялись крепостными стенами, образуя сплошную линию фортификации – лимес. Сохранилась стена Адриана, пересекавшая Британию.
Римское государство славилось высококачественными дорогами. В период империи были проложены 372 дороги общей протяженностью более 80 тысяч км. Более 30 дорог соединялись в Риме. Дорожное полотно выкладывалось в траншее более одного метра глубиной и четырех метров шириной, состояло из нескольких слоев – гравия, булыжника, тесаного камня, поставленного на ребро, и каменной плитки, клавшейся на раствор. Существовали милевые знаки, отмечавшие расстояние от Рима. Самой знаменитой была «Аппиева дорога» 330 км протяженностью, она соединяла Рим с Капуей.

Римляне строили огромные порты, оборудованные подъемными механизмами для разгрузки судов, они делали каменные причалы, гранитные набережные, протянувшиеся на десятки километров; они первыми стали строить специальные склады, из которых выделяется громадный портик Эмилиев II века до нашей эры, начали возводить крытые рынки, гостиные дворы с внутренним открытым двором и портиком или галереей по внешнему периметру здания. Римляне первыми стали строить специальные производственные, хозяйственные помещения, ввели в обиход понятие «fabrica».
Они разработали новые типы зданий для нужд управления: канцелярии, суды, архивы; известен центральный сенатский архив – Табулярий (I век до нашей эры). Римляне создали новый тип частного жилища – атриум; оно имело внутренний двор с бассейном и галереей. В период империи для плебса строились пятиэтажные дома – инсулы, а для аристократии – дворцы, или виллы, окруженные парками, аллеями, искусственными прудами с фонтанами. Особым богатством выделялась вилла Тиволи, а из дворцов небывалой роскошью отличался «Золотой дом» Нерона. В тронном зале высилась золотая статуя самого императора. Потолок зала состоял из вращающихся пластин и на глазах у посетителей мог меняться; в стенах тронного зала находились механизмы, приводившие в движение потолочные пластины. Римляне первыми стали использовать водяное и паровое отопление.

В области техники римляне использовали все, что было известно эллинам: они знали винты, прессы, лебедки, метательные машины, рельсовые повозки, умели использовать силы воды, воздуха, пара. Вместе с тем римляне смогли внести и свой вклад в развитие техники. Они усовершенствовали греческий дромон – гребной корабль, и создали галеру с несколькими палубами и мачтами. Известен корабль Нерона; его надстройки украшались мраморными колоннами и дорогими мозаиками, мачты были снабжены механизмами и могли опускаться, имелся механизм для опускания якорей; по палубе были проложены рельсы, и по ним катались вагонетки для развлечения публики. Римляне изобрели водяные мельницы. Они смогли впервые наладить производство стандартизованных изделий, разработали технологию штамповки, применявшуюся для изготовления оружия и др.

Образование и наука в Древнем Риме

В сфере образования римляне также выступали преемниками эллинов. В Риме еще в республиканский период сложились три ступени образования: начальная школа для детей 7 – 12 лет, грамматическая школа для юношей 12 – 16 лет и риторическая школа для молодых людей 16 – 20 лет, соответствовавшая высшему образованию. В начальной школе учили чтению, письму и счету. В грамматической школе изучали римскую литературу, латинский язык, как отдельные предметы учили греческих классиков и древнегреческий язык. В риторической школе изучали красноречие, философию, историю, право. Школы были частными, обучение было платным. Императоры оказывали финансовую поддержку риторическим школам. Кроме этого в период империи продолжали действовать Александрийский мусейон, Афинские Академия и Ликей.

Римская наука обычно оценивается как упадочная. Это справедливо только отчасти. Рим стал родиной новой науки – юриспруденции, которая продолжала совершенствоваться в период империи. Отцом юриспруденции называют Гнея Флавия. Он происходил из семьи вольноотпущенника. В 304 году до нашей эры, будучи писцом коллегии понтификов, он опубликовал свитки понтификов и фасты, сделав их объектом свободного обсуждения и толкования. В дальнейшем Гней Флавий избирался трибуном, претором и закончил карьеру сенатором. Он же в 509 году до нашей эры ввел новое летоисчисление от установления республики. Во II веке до нашей эры появляются первые трактаты по праву, например, «De iure civile» Катона Младшего и Юния Брута. В I веке нашей эры возникли правоведческие школы – Сабинианская и Прокулианская, получившие названия по именам самых выдающихся правоведов того времени – Сабина и Прокула. Во II–III веках сформировалось классическое римское право, высшими авторитетами в котором признавались Павел, Папиниан, Гай, Ульпиан, Модестин. Им принадлежит заслуга разработки частного и публичного права, основных правовых категорий и понятий. В IV веке сочинения этих правоведов были наделены нормативной силой, как законы. В 426 году был принят закон о цитировании, согласно которому нормой становятся ссылки на указанные авторитеты.

Получила развитие политическая теория. Здесь наиболее значительными представляются труды Цицерона и Полибия о республике как о смешанной форме правления, обладавшей одновременно разделением властей.
В естественных науках отмечается значительная степень заимствования эллинских знаний. Цельс обобщил достижения греческой медицины. Гален продолжил практику анатомических вскрытий. Основателем собственно римской науки нередко называют Варрона, составившего энциклопедию наук; помимо обширных естественнонаучных познаний он демонстрировал глубокое понимание римских религиозных и бытовых традиций, римских памятников древности, римского театра, латинского языка и пр. Универсальным энциклопедистом выступал Плиний Старший, автор «Естественной истории». Вергилий, пользующийся славой первого поэта Древнего Рима, обнаруживал незаурядные агрономические познания в своем сочинении «Георгики». Создавались теоретико-практические трактаты по архитектуре (Витрувий), об акведуках (Фронтин), по ботанике (Диоскордий), создавались географические сочинения (Помпоний Мела, Клавдий Птолемей), дорожные карты, например, «Таблицы Пейтингера»; геометр Паппа продолжал совершенствовать исчисления площадей и объемов; математик Диофант пользовался буквенными, а не цифровыми значениями при решении уравнений, предвосхитив появление алгебры; астроном Сосиген производил календарные вычисления, заложив основы Юлианской реформы календаря; алхимик Зосима открыл свойства серы, ртути, кислот. Вместе с тем можно отметить отступление римской науки периода империи в область эзотерии: астрономия превращалась в астрологию, медицина – в магию, математика и геометрия – в мистику чисел и фигур, химические познания становились алхимией, то есть особой символической химией.

В гуманитарных науках римляне также отталкивались от греческих идей. Сципион Эмилиан – первый римский философ – говорил и писал по-гречески, придерживался учения греческих стоиков. Лукреций, автор философской поэмы «О природе вещей», развивал доктрину Эпикура; он отвергал идею бога, выдвигал теорию прогресса, вводил трехчленную периодизацию развития человечества – каменный, медный и железный века. Значительна роль Цицерона в разработке латинской философской терминологии. Основателем римского стоицизма был Сенека, воспитатель будущего императора Нерона, которого называют «дядей христианства»; он развивал учение о внутреннем достоинстве человека, которое могло делать раба возвышающимся над свободным; учил о загробном воздаянии. Стоиком был и Марк Аврелий, император-философ; он проповедовал отказ от всего внешнего, покорность судьбе.
В период принципата возникло учение гностиков, основателем которого считается Филон Александрийский; он различал избранных, обладавших духовным знанием (гносис), и чернь, чуждую духовности. Тогда же зародилась и христианская теология, подвергшая резкой критике языческую науку за ложное многознание. Один из первых теологов – Тертуллиан – провозгласил принцип превосходства веры над знанием: «Верю, ибо абсурдно» (credo quia absurdum est). В период домината получил развитие неоплатонизм, виднейшим представителем которого был Плотин – последнее достижение умозрительного знания римской и вообще античной культуры.

Родоначальником римской исторической науки считается Энний (II век до нашей эры). Высшего расцвета римская историография достигла в период империи. Самым блестящим историком был Тит Ливий, оставивший «Историю Рима от основания города». Из представителей греческой интеллигенции, писавших на латинском языке, наибольшей известностью пользовались Дионисий Галикарнасский, написавший книгу «Римская археология» и утверждавший о родстве римлян и греков, и Плутарх, автор знаменитых «Сравнительных жизнеописаний». Вершиной римской исторической мысли стали «История» и «Анналы» Тацита; он резко отрицательно относился к империи и императорам, крайне болезненно воспринимал деградацию римского гражданского общества.

Художественная культура и религиозные воззрения

Если наука по своему существу космополитична, то литература римлян отличалась патриотическим пафосом. Зарождение собственно римской литературы относится к III веку до нашей эры. У истоков этого процесса стоял Андроник Ливий, переведший «Одиссею» на латинский язык и впервые применивший римский гекзаметр. В 240 году до нашей эры состоялось первое драматическое представление в Риме на латинском языке, давшее начало римскому театру. Отцом римской комедии стал Плавт, поставивший на сцене «Хвастливого воина» и резко выступавший против распространения греческих нравов. Крайне враждебно относился ко всему греческому Катон Старший. Плебс во всей массе был нетерпим к грецизмам. Гай Луцилий стал родоначальником римской сатиры. Его последователем был Катулл, прославившийся сатирическими посланиями своей возлюбленной – Лесбии. Неотъемлемой чертой культурной жизни Рима был уличный театр в виде так называемых аттеланов и мимов, то есть коротких сценических действий, в которых участвовали артисты в стабильных узнаваемых костюмах и масках плутов, обжор, нахалов. Излюбленным досугом римлян были цирковые зрелища – гладиаторские бои, ристания, травля диких животных.

В период империи появилась пропаганда; на зданиях вывешивались воззвания – «Pax», «Pietas», «Libertas». Проводилась политика реставрации древних храмов, старинных ритуалов, празднеств, обрядов. Были введены секулярные игры, восстановлены древние коллегии жрецов, братства. Многие поэты и писатели посвящали себя исследованию древностей. Так, Овидий, получивший известность скандальной книгой «Ars amandi», проводил исследование римской религии, изучал фасты, восстановил значение забытых к его времени праздников, объяснил этимологию их названий. Вергилий верил в возможность возвращения «Золотого века», в «Буколиках» и «Георгиках» он превозносил жизнь пастухов и земледельцев. Гораций сочинял гимны для секулярных игр, предвещал появление божественного спасителя, с которым установится «Золотой век». В литературе периода империи распространялись скептические и мистические настроения. Марциал ввел жанр эпиграммы, оставив двенадцать книг эпиграмм и знаменитую «Книгу зрелищ». Ювенал в своей яркой сатире обличал нравы современного ему римского общества. Апулей, автор «Метаморфоз», был связан с магией и мистическими культами Востока.

Религиозные воззрения римлян отличались значительным своеобразием. Римляне не знали антропоморфных богов, они обожествляли внутренние силы – духи, гении места, действий и состояний. Они различали добрые духи – маны и злые – лемуры; они признавали духи мужского и женского полов: Сильван и Сильва, лесные духи; Янус и Яна, духи войны; Фавн и Фавна, духи кустарников. Патриции почитали трех богов – Юпитера, Юнону и Минерву; плебеи противопоставляли этому культу свою троицу – Цереру, покровительницу злаков, Либера и Либеру, покровительствовавших виноградникам. Духи сопровождали человека на всем протяжении его жизни – Partula присутствовала при первых родовых болях, Lusina заведовала самим рождением, Diespiter давала младенцу свет, Vitumnus – дыхание, Sentinus – чувства, Vaticanus – первый крик, Levana поднимала ребенка с земли и подавала его отцу, Cunina охраняла колыбель, Rumina давала сосать грудь, Nundina, дух девятого дня, когда давалось имя, Geneta и Fata, феи судьбы. В дальнейшем ребенка окружали новые божества: Educa учила есть, Putina – пить, Cuba сопровождала в кровать, Ossipaga укрепляла кости, Carna – мускулы, Statinus держала на ногах, Abeona и Adeona сопровождали при выходе на улицу и возвращении. Душа также формируется с помощью множества божественных сил: Fabulinus сообщает дар речи, Mens дает разум, Volumnis – волю, Stimula возбуждает и влечет, Strema пробуждает мужество, Volupta порождает наслаждение, Claucina – грубые страсти, Paventia – страх. Юношеский возраст контролируют Yuventas и Fortuna barbata, дающая половое созревание. Бракосочетание осуществляют Pronuba, Afferenda, сопровождающая приданое, Domiducus, приводящий невесту в дом жениха, Domitius, вводящий в дом, Manturno, удерживающая в доме. Семейные узы облегчали Tutanus, помогающий в нужде, Viriplaca, примиряющая в размолвках, Orbona, дающая потомство. Богатство находилось под покровительством духов денег, серебра и бронзы – Pecunia, Argantinus, Aesculanus. Окончание жизненного пути сопровождали Caeculus, закрывавший глаза, Viduus, отделявший душу от тела, Mors, дух смерти.
Взаимоотношения с богами, божествами и духами строились подобно мистическому договору; к ним обращались с мольбами и просьбами, благодарили и одаривали за помощь, наказывали за бездействие.
После завоевания Греции в Риме распространились греческие божества – Юпитер (Зевс), Нептун (Посейдон), Венера (Афродита), Диана (Артемида) и т.д. В период империи появилась мода на восточные культы – Митры, Исиды, Осириса, Яхве и др.

В начале нашей эры стал формироваться культ Иисуса Христа. В I–II веках нашей эры возникли Евангелия, жизнеописание Христа. В IV веке был принят канон Четвероевангелия, прочие же евангельские тексты объявлены апокрифами, то есть ложными. Первые три столетия христианство подвергалось гонениям. Лишь в 313 году Миланским Эдиктом христианство было объявлено терпимой религией. Крещение императора Константина придало ему статус официальной религии, не упразднявшей однако язычества. В 325 году Первый Вселенский Собор в Никее принял первые догматы христианства и осудил первые ереси.

Судьбы Римской цивилизации      http://godsbay.ru/

© kosmovidenie.ru. Все права защищены.   Представиться системе