Византийской узорочье Сан-Марко

Византия

Византийское общество по-разному характеризовалось в историографии. Известный русский ученый В.С. Соловьев считал Византию азиатской деспотией, основанной на рабстве подданных. Французский исследователь А. Гийу предпочитал говорить о византийской цивилизации, оценивая это государство в привычных для Запада понятиях. Некоторые византинисты утверждают мысль о существовании в Византии неписаной конституционной монархии. Английский историк Д. Оболенский высказывал идею уникальности политического устройства Византии, отличавшегося и от Запада, и от Востока, называя его «Византийским содружеством государств». Мы будем обозначать это полиэтническое государственное образование, основанное на верховенстве православия, «Византийский таксис», то есть византийский порядок. По нашему мнению, такой подход гарантирует от неоправданного переноса европейских характеристик на Византию.

Разделение Римской империи в 395 году на Западную и Восточную представляло лишь формально-правовой рубеж эпох, в то время как исторический переход от позднеантичных государственно-правовых институтов к средневековым происходил в VII-VIII веках. Но и после Византия сохраняла многие традиции античной государственности и культуры, позволяющие выделить ее в особую цивилизацию, современную, но не идентичную средневековой западноевропейской общности народов. Среди ее ценностных ориентиров важнейшее место занимали представления о так называемой «политической ортодоксии», совмещавшие христианскую веру, хранимую Православной церковью, с имперской идеологией «Священной державы» (Reichstheologie), восходившей к идеям римской государственности. Вместе с греческим языком и эллинистической культурой эти факторы обеспечивали единство государства в течение почти тысячелетия. Периодически ревизуемое и адаптируемое к жизненным реалиям римское право лежало в основе византийского законодательства. В истории Византийской империи можно вычленить ранневизантийский (IV-VIII века), средневизантийский (IX-XII столетия) и поздневизантийский (XIII-XV века) периоды.

Необходимо также напомнить, что понятия «Византия», «Византийская империя» не являются самоназваниями. Они возникли только в XIX веке, будучи образованными от названия древнегреческой колонии Византий на европейском берегу Босфора, на месте которой в 324–330 году возник Константинополь, столица новой империи. Правители Константинополя называли свою империю «Римской», или по-гречески «Ромейской». Подданные считали себя «римлянами», или «ромеями».

В состав Византии входили Балканы, Малая Азия, Сирия, Палестина, Египет, частично Месопотамия, Армения, острова Эгейского моря, приморская территория Крыма и Кавказа. В V веке добавились отдельные районы Аравии, Далмация, Иллирик. В VI веке, время наибольшего могущества империи, ее власть распространилась на Италию, Северную Африку и на средиземноморскую Испанию. Впоследствии границы империи будут непрерывно сокращаться. Говоря о хронологии, исследователи порой утверждают, что Византия – единственное государство, даты основания и гибели которого точно известны. В 324 году был заложен первый камень в основание Константинополя. 30 ноября 330 года произошло торжественное открытие новой столицы империи. Эта дата и может считаться начальной в истории Византии. Просуществовало это государство более тысячи лет и пало в результате турецкого завоевания 29 мая 1453 года.

Византийской узорочье Сан-Марко

Образование и школы в Византии

В Византии сохранялась классическая система образования. Школа была доступной для всех. Нормой знания считалась осведомленность в античной истории, философии, литературе и поэзии. Образование в отличие от Запада было светским. Обязательно изучались Гомер, Геродот и Фукидид, Платон и Аристотель. Утвердилось убеждение в том, что самые выдающиеся мыслители древности не противоречили догмам христианского учения, что они предвосхитили многие истины христианства. Школа предоставляла возможность социального восхождения и деловой карьеры. Талантливые выпускники школ, будучи детьми простолюдинов, могли стать юристами, военными, чиновниками.

Обучение начиналось с элементарной школы (προπαιδεια), в которую ребенка отдавали в 6–7 лет. Там изучали орфографию, письмо, чтение, счет и пение. Давали также основы знаний по Священному писанию.
После этого в 9–10 лет ребенка переводили в школу грамматиста (παιδεια), где осваивали грамматику греческого языка. Здесь сообщались основные сведения по литературе, истории, мифологии, географии, метрике. Школьные программы предусматривали знание Гомера, Гесиода и Пиндара, избранных мест из сочинений лирических поэтов, комедиографов и трагиков; ученики должны были знать комедии Аристофана и трагедии Эсхила, Софокла и Еврипида; ученики изучали исторические сочинения Геродота, Фукидида, Ксенофонта и Плутарха. Обязательным было обращение к трудам отцов греческой церкви – Григория Богослова, Иоанна Златоуста и других.

Основным учебником являлись «Каноны» Феодосия Александрийского (VI век), в которых приводились таблицы склонений существительных и спряжений глаголов. Использовались также словари, из которых самым известным стал «Лексикон» Гесихия (V век). В 16–17 лет ученики переходили в школу ритора. Здесь осваивались декламация, риторика, правила построения речи и основные жанры красноречия. Ученики должны были уметь сочинять басни, рассказы, хрии, т.е. тезисное изложение мысли, сентенции-гномы, тропы или общие места, энкомии или порицания и пр. Ученики должны были уметь вести диспут, импровизировать, декламировать. Много внимания уделялось письменной речи, правилам составления письма. Важнейшим учебником оставалось «Риторическое искусство» Гермогена Тарсийского (II – III века).

Помимо риторических школ были философские школы, где изучались Платон и Аристотель. Самой авторитетной из них была Афинская Академия, действовавшая до 529 года, до закрытия императором Юстинианом. Были также естественные школы. Наиболее известной был Александрийский мусейон, где изучали математику, геометрию, астрономию. Он просуществовал до VIII века.
В Константинополе по указу Феодосия II в 425 году был открыт университет, официально называвшийся auditorium. В нем были кафедры риторики, философии, права, греческой и латинской грамматики; преподавали 10 греческих и 10 латинских грамматиков, 3 латинских и 5 греческих риторов, 2 профессора права и профессор философии. В 855 году в Магнаврах, под Константинополем, была открыта школа математических наук, которую возглавил Лев Математик.

В XI веке стала действовать Патриаршия Академия, в которой изучали библейскую экзегезу, т.е. правила толкования Библии, Евангелия, труды отцов церкви и богословия в целом. Выпускники Академии занимали высшие церковные должности. Риторические школы, мусейоны, университеты, академии являлись школами высшей ступени. Образование в них, как, впрочем, в школах начальной и средней ступеней, было платным. И хотя в Византии существовали школы для неимущих, для девочек, существовали формы стипендиальной поддержки талантливых учеников, образование никогда не было массовым. По оценкам византинистов, в периоды стабильности общая численность образованных людей в империи не превышала 15 процентов населения.

Византийская философия, теология и науки

Говоря о науках в Византии, также нужно отметить сохранение преемственности с античностью. В философии блистал Ямвлих (середина III века — около 330), последователь платоновской традиции; христианские писатели изображали его тайноведцем и чудотворцем, вызывавшим демонов. Он высказал мысль о том, что все восточные и греческие мудрецы возвещали одну и ту же истину, о том, что существует некое согласие между различными учениями и религиями. Эта мысль предвосхитила открытия эпохи Возрождения. Другим ярким представителем платоновской философии был Прокл (412—485 годы), прекращавший засухи и землетрясения, общавшийся с Афиной и исцелявший; он развил учение о Едином, которое существует в трех ипостасях. Наиболее загадочной фигурой был неизвестный философ-богослов, писавший под псевдонимом Дионисий Ареопагит (V век). Он довел до совершенства апофатическое (отрицательное) и катафатическое (утвердительное) богословие, определяя Бога то через отрицание – Неизречимый, Неизобразимый, Непознаваемый, Непостижимый и т.д., то через утверждение – Вездесущий, Всесильный, Всемогущий и т.д. Он дал итоговое определение: Бог есть тождество избыточного света и непроницаемого мрака.

Основательную критику язычества, языческой философии и вообще языческой науки дали отцы греческой церкви – Василий Великий, Григорий Нисский, Григорий Назианзин, Иоанн Златоуст и др. Они осуждали астрологию, магию, суеверия, отвергали одушевление природных и небесных сил. Византийский богослов, философ, поэт, завершитель и систематизатор греческой патристики Иоанн Дамаскин (675—749 годы) провозгласил наукой наук теологию, свободную от языческой мифологизации. Византийские отцы церкви разработали теорию красоты, различая видимую и невидимую божественную красоту, телесную и душевную красоту. Более значима – последняя. Человек обладает, согласно Григорию Нисскому, врожденным стремлением к душевной красоте. В византийской теологии наиболее полное развитие получила теория света. Было введено понятие «фотодосия», то есть «светодаяние», нисхождение света из высших, трансцендентных сфер к земной. Именно в Византии была обоснована теория образа и символа, оказавшая влияние на западное и славянское богословие. Главным теоретиком в этой области был Иоанн Дамаскин.
В географии продолжали доминировать античные воззрения о шарообразности Земли. Существовали карты, периплы с описанием береговой линии Средиземного моря; создавались глобусы. Василий Великий предвосхитил теорию круговорота воды в природе. Предпринимаются рационалистические попытки объяснения солнечных и лунных затмений, землетрясений, различных метеорологических явлений.

В естественных науках византийцы успешно продолжали эллинистические традиции. Лев Математик ввел буквенные обозначения чисел и сделал важный шаг на пути к алгебраическим счислениям. Анфимий из Тралл (VI век) описал методы построения эллипса и параболы, изучал свойства зеркал. Евтокий Аскалонский (V–VI века) решал кубические уравнения. Исидор Милетский изобрел циркуль и решал задачи о квадратуре круга. Синезий Киренский усовершенствовал астролябию. Иоанн Филопон создал прибор для определения времени ночью. Он же предвосхитил понятие импульса и кинетической энергии. Олимпиодор развил учение об отражении лучей от зеркальной поверхности (катоптрика) и учение об оптических измерениях (диоптрика).
Создавались энциклопедии, например, медицинская, составленная Аэцием из Амиды (VI век), сельскохозяйственная, называвшаяся «Геопоники» (Х век), лексикон «Суда», дающий сведения по всем областям знания. Византийцы раньше, чем европейцы, познакомились с индийским числом «0», арабскими цифрами. Симеон Сиф (XI век) высказал мысль о большей скорости света в сравнении со скоростью звука, поэтому человек вначале видит молнию и только потом слышит гром.
Византийские медики знали наркоз. Делались хирургические операции. При монастыре Пантократа была клиника на 50 коек; в ней были хирургическое, гинекологическое и инфекционное отделения с постоянным штатом врачей и ассистентов. Были специальные больницы для душевнобольных. Византийские врачи знали средства сохранения молодости и долголетия.

Диетисальви ди Спеме Богоматерь с младенцем

Богоматерь с младенцем
Диетисальви ди Спеме
Цивилизация Византии

Художественная культура Византии

В художественной культуре Византии наблюдается сохранение античных традиций. Вместе с тем Византия на протяжении тысячи лет своего существования испытывала влияние Востока. Возникла практика центонов и арабесок, когда стихотворное произведение составлялось как мозаика, из поэтических фрагментов разных эпох и разных народов, или когда в архитектуру христианского храма включались архитектурные детали языческого времени.

Сохранялся жанр гимнов. Юлиан Отступник посвящал гимны Солнцу, Кибеле, а Ливаний – Артемиде. Христианские писатели также охотно использовали этот жанр. В нем превосходил всех Роман Сладкопевец; он же создал кондак. Существовал жанр диатрибы, то есть рассуждения. Тот же Юлиан оставил диатрибу «Антиохиец, или Ненавистник бороды», а Ливаний – «О моей судьбе». Отцы церкви посвящали диатрибы духовным проблемам.

Продолжал существовать эпос. Самым ярким представителем эпической традиции был Нонн Панополитанский (V век). Он – автор эпоса «О Дионисе» в 48 песнях, который по объему равновелик «Илиаде» и «Одиссее», а также «Переложения Святого Евангелия от Иоанна» в гекзаметре. Последнее сочинение отразило модную в то время тенденцию пересказывания библейской темы в античной манере.

Вместе с тем некоторые виды искусства меняют смысл и даже деградируют. Так произошло со зрелищами, театром, музыкой, архитектурой. Цирк, с характерными выступлениями дрессированных животных, травлей зверей, гладиаторскими боями, исчез. Остались ристания, жонглирование. Театр, с присущими ему трагедиями, в которых проливалась реальная кровь, и непристойными комедиями, превратился либо в уличные представления мимов, либо в камерное декламирование. Музыка преобразовалась в молитвенное слово, стала средством сплочения общины верующих перед Богом, регулятором человеческих отношений. Инструментальная музыка и индивидуальный вокал осуждались; считалось, что они ведут к порче нравов, упадку духа, безумию. Превозносились антифонное пение, полифония, очищавшие душу. Архитектура также претерпела изменения. Базилика, октогоны, ротонды приобрели новый вид; они были дополнены атриумами, нартексами, апсидами и стали внешней конфигурацией при взгляде сверху напоминать крест. Появилась крестово-купольная конструкция. Исчезла скульптура больших форм, поскольку в ней усматривалась «натуралистичность», «идольская» природа. Скульптура стала развиваться в малых формах в прикладном искусстве и ювелирном ремесле.

Зато дальнейшее развитие получил литургический богослужебный обряд. Византийский обряд, сложился в эпоху раннего средневековья в Византийской империи. Многие элементы византийского обряда восходят к древней богослужебной практике Антиохийской Церкви. К концу I тысячелетия стал доминирующим в Константинопольской и других Восточных Церквах. В последние века в Православной Церкви является практически единственным литургическим обрядом. Помимо этого используется в тех Восточных Католических Церквах, которые возникли в результате перехода под юрисдикцию Рима отдельных православных общин.
В ходе исторического развития византийского обряда многие его элементы претерпели существенную эволюцию и сильно варьируются в зависимости от национальной культуры и конкретного региона. Поскольку в эпоху зрелого и позднего средневековья на соборное и приходское богослужение оказывало серьезное влияние монастырское, эти различия во многом обусловлены особенностями доминирующего монашеского устава: так, если на Ближнем Востоке и Балканах таким уставом оказывается Студийский, то на Руси господствует Иерусалимский устав. Ярким примером «разветвления» византийского обряда могут служить богослужебные отличия Русской Православной Церкви в юрисдикции Московского патриархата и старообрядчества.

Характерными особенностями византийских икон становятся фронтальность изображения, строгая симметрия по отношению к центральной фигуре Христа или Богоматери. Святые на иконах статичны, находятся в состоянии аскетического, бесстрастного покоя. Золотой и пурпурный цвет на иконах выражают идею царственности, синий — божественности, белый символизирует нравственную чистоту. Шедевром византийской иконописи считается икона Владимирской Богоматери (начало XII века), привезенная на Русь из Константинополя в 1155 году. В образе Богоматери выражена идея жертвенности и материнской любви.

Судьбы Византийской империи

Византия пережила за свою более чем тысячелетнюю историю несколько периодов тяжелейших спадов и блестящих подъемов. Первый кризис империя пережила в VII веке, лишившись Северной и Средней Италии в результате лангобардского завоевания, утратив Сирию, Палестину, Египет, Месопотамию в результате арабских вторжений. С середины VIII века Византия начала восстанавливать свою государственную мощь, возвратив многие занятые арабами территории; началось Македонское Возрождение.
В XI веке новую угрозу империи создали турки-сельджуки. В 1071 году они уничтожили византийскую армию в битве при Манцикерте, взяли в плен императора Романа IV Диогена и беспрепятственно двинулись на Константинополь.

Противоречия внутри правящего сословия и неблагоприятные внешние обстоятельства, вызванные нашествиями турок-сельджуков и норманнов, привели к утрате Византией малоазийских (1071) и южно-италийских владений (1081). Только воцарение Алексея I, основателя династии Комнинов (1081-1185) и главы пришедшего вместе с ним к власти военно-аристократического клана, позволило вывести страну из затяжного кризиса. В результате энергичной политики Комнинов Византия в XII веке возродилась как могущественная держава. Она вновь стала играть активную роль в мировой политике, удерживая под своим контролем Балканский полуостров и претендуя на возвращение Южной Италии, однако главные проблемы на востоке так и не были окончательно разрешены. Большая часть Малой Азии оставалась в руках сельджуков, и поражение Мануила I (1143-1180) в 1176 году при Мириокефалоне положило конец надеждам на ее возвращение. Византия лишилась владений в Киликии, Армении и на Восточном побережье Средиземного моря. Из состава империи стали выходить обретавшие самостоятельность народы. Так возникло в 1187 году Второе Болгарское царство, обрела независимость Сербия. Ситуация осложнилась внутриполитическим кризисом, дворцовыми переворотами.

Наметившийся закат Византии происходил одновременно с обновлением жизни средневековой Европы. Латиняне устремились на Восток, сначала как паломники, затем как купцы и крестоносцы. Их военная и экономическая экспансия, не прекращавшаяся с конца XI столетия, усугубляла духовное отчуждение, нараставшее в отношениях между восточными и западными христианами. Его симптомом стала Великая схизма 1054 года, знаменовавшая собой окончательное расхождение восточной и западной богословских традиций и повлекшая обособление христианских конфессий. Крестовые походы и установление латинских восточных патриархатов еще более способствовали напряженности отношений между Западом и Византией. В дело вмешались римский папа и монархи Западной Европы. IV Крестовый поход изменил свое направление, и последней его целью стал Константинополь. В 1204 году столица Византии была штурмом взята крестоносцами, произошел раздел империи. На востоке образовалась Трапезундская империя во главе с династией Великих Комнинов. В Малой Азии возникла Никейская империя, объявившая себя правопреемницей Византии. Эти притязания мотивировались авторитетом Никеи как места Вселенских соборов и места пребывания константинопольского патриарха.

В 1261 году никейскому императору Михаилу VIII Палеологу удалось овладеть Константинополем и восстановить Византию. Начался последний подъем Византийской империи. В культуре получило развитие Палеологовское Возрождение. С окончанием «никейского изгнания» и возвращением империи в Константинополь начинается последний период существования Византии, называемый по имени правящей династии Палеологовским (1261-1453). Ее экономическая и военная немощь в эти годы компенсируются ростом духовного авторитета предстоятеля Константинопольской кафедры в пределах православного мира, всеобщим оживлением монашеской жизни, вызванном распространением учения исихастов. Церковные реформы конца XIV столетия унифицировали письменную традицию и литургическую практику и распространили ее во всех областях Византийского Содружества. Искусства и ученость при императорском дворе переживают блестящий расцвет (так называемой Палеологовский ренессанс).

С начала XIV века турки-османы отняли у Византии Малую Азию, а с середины того же века приступили к захвату ее владений на Балканах. Особое значение для политического выживания империи Палеологов приобрели отношения с Западом и неизбежная уния церквей как гарантия помощи против иноверных захватчиков. Церковное единство формально было восстановлено на Ферраро-Флорентийском соборе 1438-1439 годов, однако оно никак не сказалось на судьбе Византии; большинство населения православного мира не приняло запоздалой унии, посчитав ее изменой истинной вере. Константинополь — все, что осталось в XV веке от некогда великой империи, — был предоставлен самому себе, и 29 мая 1453 пал под натиском турок-османов Мехмеда II. С падением Константинополя рухнула тысячелетняя твердыня восточного христианства и завершилась история государства, основанного Августом в I веке до нашей эры.

Византийской узорочье Сан-Марко

© kosmovidenie.ru. Все права защищены.   Представиться системе