Исламская цивилизация

Ислам (это арабское слово означает покорность), монотеистическая религия, одна из мировых религий, ее последователи — мусульмане. Ислам складывался под значительным влиянием христианства и иудаизма. Главные принципы ислама изложены в Коране. Основные догматы — поклонение единому богу — всемогущему Богу-Аллаху и почитание Мухаммеда пророком — посланником Аллаха. Мусульмане верят в бессмертие души и загробную жизнь.

Пять основных обязанностей (колонны ислама), предписанных приверженцам ислама:
1) вера в то, что нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммед есть посланник Аллаха (шахада);
2) пятикратное ежедневное совершение молитвы (салат);
3) милостыня в пользу бедных (закат);
4) пост в месяце рамадан (саун);
5) паломничество в Мекку (хадж), совершаемое хотя бы единожды в жизни.

Наиболее значительной из восточных цивилизаций является Исламская. Решающую роль в ее становлении сыграли арабы, причем северные арабские племена, знакомые с градостроительством, развитой торговлей, письменностью и вообще с более высокой культурой. Политические, социальные, экономические и культурные основы Исламской цивилизации определяются исламом. Основателем этой универсальной мировоззренческой системы стал Мухаммед (571 – 632 годы). Он происходил из рода Курейшитов, в ведении которого находилась общеарабская языческая святыня – Кааба. Рано остался без родителей, воспитывался у дяди, Абу-Талиба. Был неграмотен, но обладал редким поэтическим даром и способностями видеть и слышать ангелов. В одном из видений ангел повелел Мухаммеду читать огненные письмена на камне, и он, не знавший букв, прочел это откровение нового бога Аллаха.

Мухаммед выступил с проповедью нового учения: он осуждал кровную месть, жертвоприношения, рабство. Был отвергнут в Мекке, на него готовилось нападение. Его спас пророческий дар – 20 сентября 622 года, за несколько часов до расправы, Мухаммед бежал из Мекки в Медину. С этого чудесного спасения – хиджры – началось новое летоисчисление у арабов и у других народов, принявших в дальнейшем ислам.
В Медине Мухаммед был признан пророком; вожди племен по очереди подошли к нему и прикоснулись правой рукой к его руке. Был избран совет 12 мохаджиров из числа ближайших друзей, сопровождавших его во время хиджры. Был создан отряд телохранителей – элансуаров. Между верующими был заключен договор: запрещены ссоры среди единоверцев; все правоверные защищают друг друга против неверных; объявлены общий мир и общая война, введены общие богослужения. Для помощи бедным, вдовам, сиротам и ученикам был введен закят – особый сбор, достигавший до 1/20 от стоимости имущества.
В 630 году Мухаммед был признан в Мекке. Языческие идолы Каабы были уничтожены, сохранен лишь метеоритный камень. На этом месте возведена главная мечеть ислама. Пророк разослал манифесты в близлежащие страны с требованием признать новую веру. Он отправил отряд на завоевание Сирии, но поход закончился неудачей. В 632 году Мухаммед умер от лихорадки.

Так было положено начало Исламской цивилизации. В дальнейшем эта цивилизация распространилась далеко за пределы Аравии, она охватила весь Ближний Восток, Среднюю Азию, Индию, частично Сибирь, Кавказ, Причерноморье, Поволжье, Северную Африку, отчасти Испанию и даже Южную Италию. Ислам признали сирийцы, иранцы, отчасти индусы, тюркские народы, монголы, татары, угорские племена и даже отдельные группы европейцев, например, испанские ренегадос.

Можно выделить несколько периодов в развитии Исламской цивилизации:
- Правление четырех правоверных халифов (ал-хулафа ар-рашидун) (632 – 661 годы):
- Омейядский халифат (661 – 750 годы);
- Аббасидский халифат (750 – 1258 годы);
- Мамлюкский султанат (1258 – 1517 годы);
- Османский султанат (1517 – 1922 годы).

Основные институты государственного управления, равно как и догмы права и религии, были утверждены при первых четырех халифах.
Абу-Бекр (632 – 634 годы), тесть Мухаммеда, отец одной из жен пророка, распространил власть ислама на всю Аравию. По его поручению бывший писец пророка Зайд ибн Сабит составил сводный текст Корана, который существовал в 1 экземпляре.
Омар (634 – 644 годы), также тесть Мухаммеда, осуществил завоевание Ирана, Египта, Сирии, Палестины. В 636 году он въехал верхом на верблюде в Иерусалим, поразив жителей бедностью своих одежд. Омар ввел гражданскую администрацию по образцу иранской, учредил диваны, установил налоги, ввел плату воинам.
Осман (644 – 656 годы), зять пророка, создал коллегию четырех во главе с Зайдом ибн Сабитом для изучения всех существующих версий Корана и сведения их в один канон. В 651 году канонический текст был обнародован, все прочие отклоняющиеся от него версии были уничтожены. Коран считался непереводимым. При Османе арабский язык стал не только единственным сакральным языком, но и общегосударственным, распространенным во всех завоеванных странах.
Али (656 – 661 годы), двоюродный брат и зять Мухаммеда, выступал за неизбираемость халифа, достоинство которого передается по крови, по принадлежности к роду пророка. Он вел ожесточенную борьбу со сторонниками выборности халифа, но потерпел поражение.

Мусульманское государство

Во главе государства стоял халиф, преемник пророка. Он обладал абсолютной властью – религиозной (имамат) и светской (эмират). Он был главой мусульманской общины, предводительствовал в войске, был высшей судебной и апелляционной инстанцией. От его имени издавались законы. Его имя произносилось в пятничных богослужениях. Его имя чеканилось на золотых (динар) и серебряных (дирхем) монетах.

Уже после битвы при Сиффине в 657 году между сторонниками четвертого праведного халифа Али (зятя и двоюродного брата Мухаммада) и Муавии (основателя первой мусульманской династии омейядов) ислам распался на три основных направления. Первоначально причиной раскола стал вопрос о верховной власти в мусульманской общине. Большинство, впоследствии получившие название «ахл ас-сунна» (люди традиции), сунниты, считало, что халифом должен быть человек, принадлежаший семье Мухаммада в широком смысле, то есть быть выходцем из племени курейш; шииты (от «ши'ат Али» — партия Али) утверждали, что власть может принадлежать только прямым потомкам Али и его жены Фатимы (любимой дочери Мухаммада) — единственных продолжателей мужской линии пророка; наконец, хариджиты, отделившиеся от Али, считали, что главой мусульманской общины может быть любой ее член. После ряда военных поражений хариджиты сосредоточились на разработке государственно-правовых, этических и догматических идей, создав значительную богословскую литературу. То есть по вопросу о том, кто может быть халифом, в исламе сложились три доктрины: шиизм, суннизм и хариджизм. Религиозные и этнические противоречия привели к распаду единого халифата. Уже в X веке помимо багдадского халифа были кордовский и каирский халифы.

С X веке власть халифа стала ограничиваться только духовной сферой. Светская власть была передана султану. Султан и народ уподоблялись шатру; подобно тому, как шатер держится на одном столбе, к которому протянуты тяжи от колышков, так и мусульманское государство держалось на султане и его райятах. Формально султан избирался знатью из самого сильного рода. Выборы происходили в особом шатре; существовал ритуал поднятия избранника, поочередного поклонения ему представителей знати, принесения присяги. Выборам нередко предшествовала битва и победа, воспринимавшаяся как воля Аллаха. Так, в 1038 году был провозглашен султаном Тогрул, внук Сельджука, основатель династии Сельджукидов. Так, в 1361 голу был назван султаном Мурад I, внук Османа, основатель Османской династии. Следующим обязательным актом легитимации султанской власти было признание ее обладателя халифом. Этот акт сопровождался ритуалом опоясывания мечом и одевания чалмы. Султаны, прославившиеся победами в распространении веры, получали от халифа почетные звания «малик ал-мулюк» (царь царей) или «малик ла-Машрик ва-л-Магриб» (царь Востока и Запада).

Султан осуществлял назначения на все гражданские и военные должности. Он назначал везира – главу правительства. Знаками его достоинства были золотая чернильница (дават), перо (калам) и особая чалма (дастар). Везиру подчинялись сахибы – министры, возглавлявшие ведомства центрального управления, число которых постоянно увеличивалось. Среди ведомств возникших с VII веке можно выделить диван ар-расаил (канцелярия), диван-и везират (ведомство везира), диван истифа (финансовое ведомство), диван-и викалат (дворцовое ведомство), диван барид (почтовое ведомство). Султан назначал наместников областей и провинций, соответственно – хаджибов и сипахсаларов; знаками их власти были литавры, бунчуки, барабан, черный кафтан, золотой пояс, рогатые чалмы. В османскую эпоху основной территориально-административной единицей стал санджак, управляемый беем.

Мусульманское право

Идеальная форма государственности мыслилась в классическом исламе как своего рода эгалитарная светская теократия. Эгалитарная, поскольку все верующие, независимо от своего социального статуса равны перед божественным законом; светская, поскольку в исламе нет какого-либо институционального аналога церкви, как нет и духовенства — людей, через таинство наделенных особыми, превосходящими человеческие возможности полномочиями (суннитский ислам в принципе не признает посредников между Богом и человеком, имам или мулла — лишь предстоятель на общей молитве, которую может возглавить любой мусульманин, знающий Коран); теократия, поскольку законодательной властью (амр) обладает в строгом смысле только Коран, а исполнительная власть (хукм) — одновременно религиозная и светская — принадлежит только Богу и осуществляется через халифа — предводителя мусульманской общины, ее религиозного, административного и военного главы, под началом которого община дает клятву послушания Богу. Отсутствие в исламе «земного законодателя» на практике вело к присвоению законодательных и, отчасти, исполнительных функций правоведами (улемами и факихами).

Сложилась особая мусульманская система права шариат. Шариат (араб. шариа, букв. — надлежащий путь), свод мусульманских правовых и теологических нормативов, провозглашенных исламом «вечным и неизменным» плодом божественных установлений. Основными источниками права были Коран – откровение Аллаха, Сунна – предание о жизни пророка; Тефсир, Иджмы и Кияс. Коран и Сунна обеспечивали моральное обоснование права, сообщали религиозную санкцию правовым нормам как высшей справедливости. Тефсир, Иджмы и Кияс позволяли использовать в мусульманской правовой практике нормы других правовых систем – эллинской, римской, иранской, византийской – после процедуры признания их справедливости мусульманской общиной. Это делало мусульманское право особо пластичным, непрерывно обогащающимся лучшим правовым опытом других народов.

В мусульманском праве вплоть до X века существовал обычай иджтихад, то есть вынесения судебного решения по наитию, «по внушению Аллаха», в ситуациях, когда невозможно было опереться на адекватную правовую норму. В X веке был объявлен таклид, т.е. запрет выносить судебные решения «по внушению Аллаха». К этому времени в мусульманском мире не осталось в высшей степени авторитетных улемов (богословов-правоведов), халифы перестали быть муджтахидами, т.е. пользовавшимися доверием всей мусульманской общины. Судьи обязывались найти прецедент в случаях отсутствия соответствующих норм в пяти источниках шариата.

Весьма специфическим было право собственности. Собственником всей земли в мусульманском государстве считался Аллах. Верховным распорядителем земель от его имени выступал халиф. Существовала личная собственность халифа (савафи). Существовала собственность мусульманской общины (вакф). И та, и другая не подлежали отчуждению и налогообложению. В дальнейшем такой же статус савафи приобрела собственность султана. Султан мог раздавать завоеванные земли в качестве условных держаний (икта) своим офицерам и чиновникам. Наконец, в мусульманском праве, в отличие от других восточных правовых систем, была известна частная собственность на землю (мульк), предполагавшая права пользования, владения и распоряжения.

Кочевой образ жизни значительной части мусульманского общества привел к оформлению особых прав на водные источники. Они могли находиться в частной собственности, но по отношению к ним практиковались право шеффет и право шербу. Шеффет – это «право жажды», согласно которому любой мусульманин может бесплатно воспользоваться источником, чтобы напиться и напоить своего верблюда. Шербу – это право пользования источником за плату, когда количество потребляемой воды превышало шеффет.

Экономика мусульманской цивилизации

В целом ислам представляет собой нерасторжимое единство религии, культуры, социально-политического и даже религиозно-экономического устройства; то есть тотальную систему, объемлющую в их единстве все стороны, все уровни жизни человека. Классический ислам не дифференцирует духовную и мирскую сферы, ему чуждо характерное для христианства различение понятий «Божьего» и «кесарева», что проявляется как у средневековых теологов, так и у идеологов нашего столетия (например, у реформатора Рашида Риды, считавшего, что «ислам есть в равной степени духовное начало и социально-политический идеал», или в известном девизе современных Братьев мусульман: «Ислам есть религия и государство»).

Основой экономики мусульманской цивилизации в отличие от выше рассмотренных восточных цивилизаций было кочевое скотоводство. В эпоху средневековья оно носило исключительно экстенсивный характер, требовало непрерывного расширения и обновления пастбищных территорий. Подобный характер экономики стал одним из факторов небывалой по масштабности экспансии мусульманских народов, сначала арабов, потом тюрков-сельджуков, затем монголов и, наконец, турков-османов.

Налогообложение учитывало разделение общества на мусульман и немусульман. Мусульмане, прежде всего, должны были вносить закят, который не был налогом, не взимался чиновниками и не имел установленной властями ставки, но считался добровольным пожертвованием, «милостыней» бедным членам общины. Кроме этого, мусульмане платили десятину. Немусульмане обязаны были платить джизью – подушный налог и харадж – поземельный налог, варьировавшийся от трети до половины урожая. Принявший ислам тотчас же освобождался от уплаты джизьи и хараджа. Эта религиозно-экономическая политика обусловила сравнительную легкость массовой исламизации завоеванных стран.

Социальные отношения мусульман

Ислам радикально изменил характер социальных отношений. Все население завоеванных стран разделилось на две категории: на мусульман и кафиров, не принявших ислам. Среди неверных выделялись гяуры, продолжавшие с оружием в руках вести борьбу против ислама; они подлежали уничтожению, а их жены и дети – обращению в рабство. Кроме гуяров различались зиммийяметы, добровольно сдавшиеся и перешедшие под покровительство мусульман. Помимо налогов они должны были исполнять особую повинность – девширме, отдавая мусульманам своих детей.

Среди правоверных выделялись воины-добровольцы (муттавиа) и борцы за веру (газиан). В османскую эпоху различались пехота (яя) и конница (мюселлем). Воины награждались за службу землями; они участвовали в распределении военной добычи, пленников и женщин. Таким образом, мусульманин, даже самого низкого происхождения, мог стать землевладельцем благодаря священной войне. Особое положение занимали гвардейцы султана (гулямы). Они происходили из числа отданных в рабство детей немусульман; их обращали в ислам, обучали военному искусству и воспитывали преданных султану телохранителей. В мусульманском мире сложилась поговорка: «Преданный гулям лучше 100 детей, дети желают отцу смерти, гулямы – долгой жизни». Знаком приближенности к султану были булавы и золотые пояса гулямов. По такому же образцу строилась гвардия мамлюков в Каирском султанате XIII–XV веков, рекрутировавшаяся из черкесов. Аналогичный смысл имела гвардия янычар у османских султанов. Гвардейцы отличались консолидированностью и организацией. Они стали главной силой, обеспечивавшей преемственность султанской власти; они были непременными участниками дворцовых переворотов и порой сами занимали султанский престол. Гвардейцем был Бейбарс, основатель Мамлюкской династии в Египте.

Особенности Исламской цивилизации будут не ясны без характеристики семьи. Прежде всего, ислам узаконил многоженство. Каноничным считалось иметь четыре жены в подражание Мухаммеду. Однако в реальности мусульманин мог иметь столько жен, сколько в состоянии был содержать. Известны гаремы знати. Самый значительный гарем имел султан. Источником пополнения гаремов были войны. Известно, что мусульмане никогда не убивали женщин и детей завоеванных народов, они распределяли их как добычу. Многоженство и поощрение рождаемости стали причиной демографического взрыва в мусульманском мире.

Религиозные предписания, которые обязан соблюдать каждый мусульманин, — это прежде всего «пять столпов ислама»: 1) словесное исповедание единобожия и пророческой миссии Мухаммада, выражающееся в произнесении молитвенной формулы свидетельства: «Нет божества, кроме Бога, и Мухаммад — раб Его и Посланник Бога»; 2) ритуальная молитва, которую мусульманин должен совершать пять раз в день; 3) очистительная милостыня в пользу нуждающихся; 4) пост в месяц рамадан (рамазан), который состоит в полном воздержании от еды, питья и любых увеселений в светлое время суток; 5) паломничество (хотя бы раз в жизни) в Мекку к главной мусульманской святыне — Каабе. Паломничество в Мекку, где ежегодно собираются мусульмане со всего мира, символизирует прежде всего единство мусульманской общины, которая в идеале не признает национальных и культурных различий. После окончания паломничества начинается длящийся три дня главный мусульманский праздник — ид ал-адха или курбан-байрам, праздник жертвоприношения, поскольку в последний день паломничества приносится в жертву домашний скот в память о жертвоприношении Авраама.

Второй по значимости мусульманский праздник — ид ал-фитр или ураза-байрам, праздник разговенья в честь окончания поста в месяц рамадан. Очень кратко свод основных и обязательных вероисповедных истин и религиозных обязанностей мусульман дан всего лишь в одном кораническом айате (стихе): «Не в том благочестие, чтобы вам обращать свои лица в сторону востока или запада, а благочестие — кто уверовал в Бога, и в последний день, и в ангелов, и в писание, и в пророков, и давал имущество, несмотря на любовь к нему, близким, и сиротам, и беднякам, и путникам, и просящим, и на рабов, и выстаивал молитву, и давал очищение, — и исполняющие свои заветы, когда заключат, и терпеливые в несчастии и бедствии и во время беды, — это те, которые были правдивы, это они — богобоязненные» (Коран 2:177).

Культура исламского общества

Ислам наложил глубокий отпечаток на культуру тех стран, где он получил распространение. Уже в раннем исламе зарождаются три основных мусульманские дисциплины: 1) наука о толковании и чтении Корана, 2) наука о хадисах, 3) правоведение, в рамках которого в суннизме складываются четыре в равной мере признанных авторитетными религозно-правовых толка: ханифитский, шафиитский, маликитский, ханбалитский. Из коранических предписаний и запретов и юридических прецедентов, зафиксированных в хадисах, формируется мусульманский закон (шариат), который по сей день остается главным источником законодательства большинства мусульманских стран. Исламский закон как универсальная нормативно-догматическая система регламентирует в равной степени религиозную догматику; нормы, регулирующие отношения человека к Богу; этику; социальные отношения. То есть в шариате слиты воедино религиозное, правовое и этическое начала. Этическое поведение регулируется правом, а правовое поведение понимается прежде всего как религиозно-этическое.

Военизированный характер исламского общества не должен заслонять его толерантности. В исламских странах не преследовались иноверцы – христиане, иудеи, зороастрийцы, буддисты; сохранялись унаследованные от предшествующих цивилизаций развитая агротехника, практика строительства городов и дорог, система сухопутных и морских коммуникаций, технологии, науки, традиции образования и культуры.
Особой открытостью к усвоению лучших достижений прежних культур отличались арабы. Арабские ученые и инженеры унаследовали ближневосточные технологии обработки железа, получения стали. Они создали новую марку сверхпрочной стали – булат. Арабские алхимики научились получать селитру (азотнокислый калий) в результате отделения и очистки солей, выявили взрывчатые свойства селитры и намного раньше европейцев пришли к созданию пороха. Известно, что арабы использовали «грохочущие трубы» во время штурма испанских городов. Само слово «алхимия» арабского происхождения, как и производное от него европейское слово «химия». Арабские алхимики, обосновавшиеся на острове Сицилия, первыми создали перегонный куб и получили спирт. Слово «алкоголь» также является заимствованием из арабского языка. Арабы раньше европейцев научились изготавливать бумагу, и это слово производно от названия каирского квартала, где находились самые знаменитые в средние века мастерские по производству бумаги. Арабы раньше, чем европейцы, стали использовать компас и делать компасные карты; самой ранней и самой известной из них является карта Идриси (XII век).

Арабы усвоили технику мореплавания своих предшественников и превратились в один из самых развитых морских народов того времени. Арабские мореходы знали акватории Индийского и Тихого океанов, они доходили до Китая и Японии, знали острова Полинезии, были знакомы с маршрутами плавания вдоль Африки.
В развитии наук исключительная роль принадлежит «Дому мудрости», своеобразной мусульманской академии и переводческому институту, созданному халифом Харун ар-Рашидом (763/766 – 809 годы). Здесь были выполнены переводы с греческого языка на арабский лучших античных сочинений по математике, геометрии, астрономии. В частности, были переведены «Начала» Эвклида, книги Птолемея, названные арабским переводчиком «Альмагест». Арабы восприняли индийское счисление, несколько изменили его и ввели в обиход во всем мусульманском мире от Индии до Пиренеев. Европейцы заимствовали у арабов нумерацию, и с XI в. стали использоваться арабские цифры. Тогда же в Европе стала известна «алгебра», обязанная своим становлением и самим названием арабам.

Из арабских ученых наибольшую известность приобрели Аль-Кинди (800 – 870), тонкий знаток Аристотеля, критик Корана; Ибн Рушд, или Аверроэс (1126 – 1198), отвергавший Бога, считавший материю вечной; Абу Муса Джабир ибн Хайян (721-815), в европейской литературе известный под именем Гебер, открывший методы дистилляции кислот, очищения металлов, технологии крашения тканей и кожи; Мухаммед аль-Баттани (858 – 929), создатель обсерватории; Абу Бакр Мухаммед ибн Закария Ар-Рази, или Разес (865 – 925), учёный-энциклопедист, врач, алхимик и философ.

Несколько позже — отчасти в силу контактов и полемики с христианством, в результате которых в исламе возникают первые теологические споры о свободе воли и предопределении, несотворенности Корана, божественных атрибутах, — развивается мусульманское спекулятивное богословие (калам), внутри которого складываются различные школы: мутазилизм, ашаризм, матуридизм. Восприятие античного философского наследия (аристотелизм, неоплатонизм) способствовало развитию определенных рационалистических тенденций в теологии, а в IX-XII веках возникновению и расцвету арабской философии (Аль-Кинди, Аль-Фараби, Ибн Сина). В то же время получает развитие суфизм — мистическое направление в исламе, первоначально возникшее как аскетическое движение, а впоследствии в той или иной степени распространившееся на все мировоззренческие течения. Как своего рода прикладные науки к основным религиозным дисциплинам развиваются грамматика, математика, астрономия. Развитие всех этих дисциплин происходило в процессе тесных контактов мусульман с другими восточными культурами: сирийской, которая дала исламу переводы греческого философского и научного наследия; византийской, у которой ислам заимствовал многие элементы государственно-административной культуры; персидской и индийской, оказавших влияние на мусульманскую правовую культуру, на развитие литературы и поэзии, мистицизм

Градостроительство мусульман

Исламская цивилизация, несмотря на исходный номадический импульс, знала развитое градостроительство. Возводились города (шахр, медина) как центры торговли, ремесла, административного управления и религиозного культа. Центральная часть города – медина – предназначалась для соборной мечети, дворцов, караван-сараев. В городах обязательно имелись медресе, духовные училища, нередко соединявшиеся с мечетью, библиотеками, банки, госпитали. Основателем первого медресе является Салах-ад-Дин, или в европейской огласовке – Саладин (1138–1193 годы); тогда же, в конце XII века, была создана первая публичная библиотека, получившая название «Библиотека Мустансирия». Особое внимание уделялось устройству фонтанов, искусственных водоемов, цистерн, делались подземные водопроводы. Считалось, что колодцы для омовения во всех мечетях соединялись под землей с колодцем Каабы – главной мусульманской мечети в Мекке.

Мечеть в каноническом понимании представляла собой замкнутый квадратный или прямоугольный двор. Это открытое сверху пространство для молитвы. В центре двора – колодец или фонтан. Вдоль стен могли идти арки. В одной из арок, сориентированной на Мекку, устраивалась ниша – михраб. Рядом находился минбар – возвышение для муллы, проповедника. Тут же устанавливался на подставке Коран. С внешней стороны мечети высился минарет: башня, с которой слепой муэдзин призывал правоверных на молитву. Помимо Каабы выделялись мечеть Куббат ас-Сахра («Купол Скалы») в Иерусалиме (VII век), мечеть Омейядов в Дамаске (VIII столетие), Большая мечеть Самарры (IX век), занимавшая 38000 квадратных метров; еще большей достопримечательностью последней мечети был минарет пятидесяти метров высотой, напоминавший Вавилонскую башню.

Из светских построек мусульман выделялись замки, например, Каср аль-Хейр аль-Гарби в Иордании (VIII век) или Алькасаба в Испании (VIII столетие), увенчанная сорока пятиметровой квадратной башней. Халифы и султаны соперничали между собой за обладание самыми великолепными дворцами. Шедевром исламской архитектуры является дворец кордовских халифов Альгамбра (XIII–XIV века). Парадной резиденцией халифов являлся дворец Комарес, перед которым был устроен Миртовый двор; в башне Комарес находился зал послов с троном халифа; частью дворцового комплекса был Дворец Львов, предназначенный для частной жизни правителя. Дворец украшался росписями, вазами, каменной резьбой, был оборудован совершенной водопроводной системой, питавшей многочисленные фонтаны и бассейны и озонировавший воздух в помещениях.

Ислам запрещал антропоморфные изображения, отвергал иконы и скульптуры. Отсюда особое значение геометризованного орнамента, который приобрел смысл сакрального языка для необразованных. Знак означал Аллаха; знак – символизировал Каабу; – око Аллаха; – истинную веру, ислам; – пять столпов ислама (вера в Аллаха, молитва, милостыня, пост, хадж). Несмотря на запрет, в суннитских областях, в Сирии, Палестине, Египте, сохранялись традиции фресковой живописи; в Иране развивалась книжная живопись – миниатюра. В IX–X веках переживала интенсивный расцвет арабская литература. Непревзойденными мастерами художественного слова стали Фараздак, Ахталь, Абу-Нувас, Абу-аль-Атахия.

Музей исламского искусства был основан в Каире в 1881 году. В музее представлены памятники средневекового монументально-декоративного и прикладного искусства арабских стран, Ирана и Турции; рукописи и миниатюры. Коллекция насчитывает около 62 тысяч произведений искусства. Основу собрания составили поступления из каирских мечетей, частных домов, раскопок Фустата (старого города, основанного арабами в 641 году и впоследствии присоединенного к Каиру).
Среди наиболее ценных экспонатов: рельефы из Фатимидского дворца со сценами охоты и др. (XI век); облицованная деревянными панелями стена из школы Корана в Розетте с оформленными проемами для книг (XVII век); турецкое мозаичное панно, изображающее Священную Каабу и мечеть Аль-Харам в Мекке (XVI столетие); папирус, состоящий из двенадцати частей, с требованием аббасидского префекта Мусы к царю Нубии о компенсации за убийство купца (758 год); столик султана Калауна (1327 год) мастера Мухаммеда ибн Сункура из Багдада, лампы из мечетей и сосуды с росписью цветными эмалями и другие памятники исламского искусства.


Гарем мусульманина

Гарем мусульманина
Жан-Леон Жером, 1876

Эволюция Исламской цивилизации

Говоря о дальнейшей судьбе Исламской цивилизации, нужно отметить несколько последующих волн ее экспансии в Европе и Азии. Они были вызваны миграциями и усилением тюрков-сельджуков в XI–XII столетиях, завоеваниями монголов в XIII–XIV веках и возвышением турков-османов в XIV–XVI столетиях. Тюрки-сельджуки в 1050 году взяли Исфахан, в 1055  – Багдад, в 1071 году сокрушили византийскую армию при Манцикерте и дошли до Константинополя; они покорили Кавказ, подчинили своему влиянию Крым, вторглись в земли Западного Причерноморья. В 1176 году сельджуки вновь торжествовали победу над Византией в битве при Мириокефалоне. Однако уже в XIII веке они уступили доминирующую роль на Ближнем Востоке монголам.

Монгольское завоевание оказалось еще более значительным. Уже в середине XIII столетия монголы овладели Средней Азией, Ближним Востоком, Кавказом, значительной частью Восточной Европы. В 1258 году Хулагу взял Багдад, умертвив последнего аббасидского халифа и создав мусульманскую державу Хулагуидов. Тогда же хан Берке, также принявший ислам, утвердил свое господство в Крыму и в Западном Причерноморье. Образовалась Великая монгольская держава (Еке Монгол улус) от Средиземного моря до Тихого океана.

В XIV веке началось стремительное возвышение турков-османов. В 1326 году османы захватили Брусу, в 1331 – Никею, в 1337 году – Никомедию, в 1354 году – Анкару и Галлиполи, что открыло им путь в Европу. В 1361 году правитель турков-османов Мурад I взял Адрианополь и принял титул султана. В 1389 году в битве на Косовом поле османы разбили сербов, и впоследствии захватили столицу Болгарии – Тырново. Победоносное шествие османов было прервано монголами: в 1402 году в битве при Анкаре османская армия была сокрушена Тамерланом. Только через пятьдесят лет османы оправились от поражения.

В 1453 году султан Мехмед II Фатих взял Константинополь, превратив его в мусульманскую столицу – Стамбул. В 1460 году османы завоевали Морею, в 1461 – Трапезунд, в 1478 – Боснию, в 1475 – Кафу в Крыму, в 1478 году – Валахию. В 1517 году Селим I захватил Кипр, казнил последнего мамлюкского султана, пленил халифа и принудил его отказаться от халифских полномочий в пользу османских султанов. В 1521 был взят Белград, а в 1526 году завоевана столица венгров Буда. В 1529 году османы осадили Вену; после двух месяцев осады они вынуждены были отступить. Это был апогей военных побед османов. На протяжении последующих нескольких столетий ислам стал фактором истории Центральной и Юго-Восточной Европы. Первым крупным поражением османов стало поражение в битве при Лепанто в 1571 году, в которой совместный венецианско-испанский флот уничтожил турецкую эскадру.

Помимо военных успехов исламской цивилизации в мусульманском мире происходили и реформаторские движения. Так, центральной догмой шиитов стал культ имама — авторитетного учителя из «дома Али», безгрешного и непогрешимого в делах веры, обладающего тайным знанием и наделенного способностью толковать сокровенный смысл Откровения. Имамом его делает не человеческое произволение, а внутренний характер его природы — присутствие в его существе предвечной божественно-световой субстанции. Без имама и его руководства невозможно спасение верующих. Авторитет имамов шииты противопоставляют согласному мнению религиозных авторитетов (иджма) суннитов, эзотерический смысл откровения (батин), доступный только «посвященным», — экзотерическому (захир). Своей кульминации шиитская доктрина достигает в учении о «скрытом имаме»: последний из «видимых имамов» (разный в различных шиитских сектах: у исмаилитов — седьмой, у имамитов — двенадцатый) не умер, а перешел в состояние гайба, то есть по воле Бога был изъят и сокрыт от людей, продолжая в этом сокрытом состоянии управлять жизнью верующих и долженствующий в конце времен явиться в роли своего рода мессии — махди, наполнив мир правдой и справедливостью.

Вероучение и догматика крайних шиитов (алавитов, друзов, али-илахи, карматов, хуруфитов) носят синкретический характер и содержат элементы древних астральных культов, индуизма, зороастризма, манихейства. Своеобразное развитие некоторые шиитские идеи получили в новое время у шейхи, бабитов и бехаитов — течений, возникших в XIX веке в Иране. Основатель последнего — Мирза Хусейн Али (Бахаулла), верный махдистским традициям шиизма, в то же время попытался выступить в качестве основоположника нового вероучения, призванного сплотить все человечество.

В лоне суннитского ислама в середине XVIII столетия возникает религиозно-политическое движение ваххабитов (по имени основателя — Мухаммада ибн Абд ал-Ваххаба), отвергавших «новшества», которые появились в исламе в процессе его исторического развития и контактов с другими религиозными системами (культ святых, веру в чудеса, дервишество). Ваххабизм оказал определенное влияние на мусульманских реформаторов второй половины XIX — начала XX века (ал-Афгани, Мухаммед Абдо, Рашид Рида), которые понимали реформацию как очищение ислама от исторических искажений и наслоений через возврат к этосу ранней мусульманской общины. В XX столетии, во многом как реакция на социально-политическое и культурное влияние Запада, в мусульманских странах возникают идеологии, базирующиеся на исламских ценностях (панисламизм, фундаментализм).

http://godsbay.ru/

 

 

 

© kosmovidenie.ru. Все права защищены.   Представиться системе