Древние культуры Америки

Культура ольмеков

Ольмекская культура (исп. olmecas), археологическая культура Мексики II-I тысячелетий до нашей эры (многие исследователи датируют ее начало лишь VIII веком до нашей эры). Условно названа по имени народов, проживавших на территории нынешних мексиканских штатов Веракрус и Табаско, сведения о которых встречаются в письменных источниках раннего колониального времени. Уже во II тысячелетии до нашей эры ольмеки знали развитое земледелие, строили поселения. До совершенства была доведена технология обработки камня.

Культуру ольмеков выделяют по ряду специфических черт изобразительного искусства, выражавшего религиозные мотивы. Наиболее регулярно встречающиеся — изображения ягуара-ребенка, маски ягуара, каменные головы в шлемах. Среди элементов материальной культуры — гигантские каменные головы, гробницы со стенами и перекрытиями из базальтовых колонн или песчаниковых плит, резьба по базальту, совершенная обработка нефрита и серпентина, мозаичные площадки из блоков серпентина и нефрита, зеркала из полированного камня. Наиболее известные центры ольмекской культуры — Сан-Лоренсо, Ла-Вента, Трес-Сапотес, Серро-де-лас-Месас. Сохранились ольмекские алтари, вырубленные в скалах; остались гигантские каменные головы «негроидного» типа, оставившие ученых в недоумении; дошла до наших дней ольмекская фресковая живопись. Ольмеки первыми из американских племен стали использовать знаки для записи цифр, создали идеографическое письмо, календарь. Они отличались редкими познаниями в астрономии, гомеопатии. Именно ольмеки открыли игру в мяч, отчасти напоминавшую баскетбол: мяч забрасывался в кольцо, но не руками, а телом – плечами, бедрами, ягодицами, игроки надевали маски и нагрудники. Это была ритуальная игра, связанная с культом плодородия; побежденному отрезалась голова. Ольмеки, в отличие от других племен, использовали накладные бороды, практиковали деформацию черепа, бритье головы, подпиливание зубов. У них был распространен культ ягуара. Во главе общества стояли жрецы-астрологи.

О мировоззрении носителей культуры ольмеков можно судить по формам его воплощения в изображениях божеств. Среди них преобладают изображения хищников семейства кошачьих. Вероятно, основным божеством ольмеков был ягуар. Его изображения встречаются как на монументальных скульптурах, которые носили, видимо, публичный характер, так и в мелкой пластике, предназначенной для индивидуального пользования — не только в изделиях из драгоценных и полудрагоценных камней, но и на керамике, что, очевидно, свидетельствует о почитании этого божества разными социальными слоями. Часто встречается стилизованное изображение морды ягуара. То, что оно представлено на саркофаге, свидетельствует о связи этого божества с загробным миром. В то же время, есть монолиты, где пасть ягуара представлена в виде ниши, в которой восседает человек. На фрагменте одной из стел в Трес-Сапотес (той самой, на которой есть дата) вырезана личина ягуара с текущими из глаз слезами — три косых черты с капельками на обоих концах («в три ручья»!) под каждым глазом. Таким образом, ягуар мог быть отождествляем с водами. Изображения существа, сочетающего черты ягуара и ребенка, современные исследователи также считают олицетворением бога дождя. Высказывалось предположение, что изображения гигантских голов были связаны с культом божества кукурузы.

На монументе из Ла-Венты представлено, возможно, одно из древнейших изображений божества, сочетающего в себе черты змея и птицы. На тщательно обработанной поверхности каменного блока изображен человек в сложном головном уборе в виде пасти животного, расположившейся в изгибе тела гигантского змея. Голова змея больше похожа на голову хищной птицы, при этом она с гребешком (возможно, из перьев). Обращает на себя внимание, что пасть надетой человеком маски и пасть бога-покровителя сходны.
О форме ритуала могут говорить сцены, вырезанные на некоторых каменных монументах, которые археологи считают алтарями. В нише (символизировавшей пещеру и пасть божества) одной из таких глыб представлен человек в высоком головном уборе, у которого на вытянутых руках лежит ребенок с чертами ягуара. На боковых сторонах камня находятся еще существа в длинных одеждах и высоких головных уборах. У них тоже на руках младенцы с лицами, напоминающими ягуара. Одним из ритуалов была игра в мяч, о которой говорят как наличие площадок для игры, так и приношения в виде каучуковых мячей, найденные в Эль-Манати на юге Веракруса (памятник датируется XVI – XII столетиями до нашей эры). Элементом ритуального убранства были маски. Видимо, какую-то важную роль в ритуале играли зеркала из отполированного камня. Их изображения встречаются на груди персонажей со стел и алтарей.

Рядом с ольмеками проживали сапотеки. В II – VIII века они перешли к террасно-орошаемому земледелию; они изобрели специальные подъемники для подачи воды на устроенные в горах террасы. Они первыми начали обрабатывать медную руду. Во главе общества стоял гоккитао, обладавший политической, военной и судебной властью. Рядом с ним находился жрец – цихатоо. Большую роль играли предсказатели – коланихе. Существовало разделение на области во главе со старейшинами. Сапотеки почитали в качестве верховного бога Кокишека. Как и ольмеки, они использовали двадцатиричную систему счета, солнечный календарь в 365 дней и особый ритуальный календарь в 260 дней.

Остается загадкой культура Теотиуакана. Неизвестна этническая и языковая принадлежность ее создателей. Это огромный для Америки культовый центр, «Город Богов», площадью тридцать квадратных километров. В нем возвышались величественные пирамиды Солнца и Луны, великое множество скульптурных изваяний различных богов. Главным богом был Кецалькоатль в образе Пернатого Змея. Особое значение имела космологическая символика пяти Солнц:
1. Солнце Ночи в виде зверя из семейства кошачьих, символизировавшее древнейшую эпоху, царство тьмы;
2. Солнце Дыхания, символ Возрождения;
3. Солнце Огненного Ливня, уничтожившего все на земле, кроме птиц;
4. Солнце Воды, изображавшееся в виде рыб;
5. Солнце Движения.
На вершине храма Солнца находился самый величественный фетиш солнечного светила – круглый монолит весом 25 тонн и диаметром три с половиной метра метра, который считают календарем. В IV – V века культура Теотиуакана достигла наибольшего расцвета, а в VII веке «Город Богов» был заброшен, и причины его запустения остаются неизвестными.

В VIII веке ольмеков сменили тотонаки. Они основали столицу Семпоала, украсили ее храмами и дворцами. Тотонаки изобрели колонну. Им была известна идеографическая письменность. Они умели делать бумагу из древесной коры, оставили книги и географические карты. У тотонаков существовала постоянная армия. Они использовали труд рабов. Тотонаки оказали сильное влияние на последующее кулинарное искусство Америки: они создали эмпанадас – блюдо из маисовой муки и дичи, они готовили накатамалес – маисовые лепешки, напиток из шоколада – пульке и др. Сапотеков сменили миштеки. Они умели обрабатывать золото. Знали секреты изготовления пергамента и бумаги, пользовались идеографическим письмом. Сохранился рисуночный кодекс на оленьей шкуре, одиннадцати метров длиной, сложенный «гармошкой» 44 раза.

Памятники и отдельные находки, подобные ольмекским, встречаются и за пределами мексиканских штатов Веракрус и Табаско. Так, в Чалькацинго (штат Морелос) были найдены многотонные валуны с вырезанными на них сюжетами, сходными ольмекскими: человек в пасти чудовища, клыкастый змей с крылом и др. Сходные находки сделаны на тихоокенаском побережье Мексики (Чьяпас), в Гватемале, Сальвадоре и Коста-Рике. Исследователи по-разному толковали этот факт. В начале изучения ольмеков предполагалось, что ольмекские религия и искусство распространились до Мексиканского нагорья и Гватемальского побережья, оказав сильное влияние на местные культуры. Сейчас преобладает мнение, что во II тысячелетии до нашей эры в этих областях существовали несколько сходных археологических культур, которые сохранили элементы этой общности в более поздние эпохи.

Майянская цивилизация

Майя, археологическая культура и народы Америки. Памятники культуры майя встречаются на землях нынешних мексиканских штатов Юкатан, Кампече, Кинтана-Роо, почти всего Табаско и западной половины Чьяпаса, а также в Гватемале, Белизе и на западе Гондураса и Сальвадора. Предполагается, что предки майя обитали в горах Южной Мексики (Чьяпас), Гватемалы, Сальвадора и Гондураса. Оттуда они стали спускаться в тропические леса Северной Гватемалы, Белиза и Юкатана на протяжении II тысячелетия до нашей эры  Именно на равнинах культура майя достигла наивысшего развития — в I тысячелетии нашей эры , в период, который археологи называют классическим. Археологам известны сотни поселений того времени и десятки столиц городов-государств, среди которых выделяют две группы. Более древние, южные, включают Копан, Тикаль, Вашактун, Яшчилан и Паленке и др. Они берут начало в I тысячелетии нашей эры и достигают зрелости между II веком до нашей эры и VII веком нашей эры. Более северные — на полуострове Юкатан — Ушмаль, Кабах, Лабна, Чичен-Итца и др. Их апогей наступает после VII столетия нашей эры.

К концу I тысячелетия нашей эры многие крупные города майя южных областей (нынешние Белиз, Гватемала и Южная Мексика) запустели, в других жизнь едва теплилась. Выдвигались разные причины для объяснения этого факта: изменение климата, землетресяние, истощение почв и оскудение неземледельческих пищевых ресурсов, эпидемические заболевания, восстания, нашествие чужеземцев. Индейские источники, а также данные археологии говорят о вторжении на Юкатан тольтеков и близких им народов (в частности, пипилей) в конце X века. Ученые все больше приходят к выводу, что города майя классического периода могли погибнуть в результате сочетания нескольких факторов экономического и социального порядков, связанных между собой.

Майянская культура считается первой значительной цивилизацией в Центральной Америке. Майя принадлежали к майянской языковой семье, они занимали большую часть территории нынешней Мексики. Уже к VIII веке майя создали сильное централизованное государство. Его столицей был город Майяпан, окруженный мощной стеной протяженностью восемь километров. В городе находились четыре тысячи построек, проживали двенадцать тысяч жителей.
Во главе государства стоял халач-виник («настоящий человек») или ахав («господин»). Его власть была наследственной. Существовал государственный совет – ах куч каб, в который входили жрецы и сановники. Ближайшими помощниками правителя были чилам – прорицатель, которого носили на плечах, и наком – отвечавший за жертвоприношения. Государство делилось на провинции, во главе которых стояли батабы, родственники правителя; они обладали гражданскими, военными и судебными полномочиями. Батабам в провинциях подчинялись «народные дома» (паполна), мастера пения (ах холькооб). Основой власти халач-виника и батабов была многочисленная наемная армия. Воины (хольканы) получали вознаграждение. Главнокомандующий, также носивший титул наком, должен был придерживаться правил строгой аскезы, воздерживаться от интимного общения с женщинами, которое, считалось, ослабляло воинственность.

Майянское право отличалось жестокостью. Большинство преступлений наказывалось смертью. Смертная казнь назначалась за богохульство, оскорбление достоинства правителя; за супружескую неверность налагалась самая жестокая казнь: оскорбителя чести мужа поражали стрелами, раздавливали голову камнем, вытаскивали кишки через пупок; неверную жену также казнили, хотя муж мог ее помиловать, и тогда она подвергалась общественному позору. Изнасилование каралось смертью, если до суда насильник не женился на жертве. За содомию сжигались, что считалось самым тяжким наказанием, лишавшим надежды на обретение вечной жизни. Практиковались бесчестящие наказания. Скажем, сановники и чиновники за должностные преступления подвергались татуировке, которой покрывались обе щеки от подбородка до лба. За воровство обращали в рабство, длительность которого определялась величиной ущерба. Существовал запрет на браки между лицами одного тотема, одной фамилии.

Общество майя было весьма дифференцированным. Высшее положение занимали альмехенооб («те, у кого есть отец и мать»), знать. Вслед за ними стояли ахкинооб («дети солнца»), жрецы, являвшиеся хранителями знаний, хронологии, календаря, исторической памяти и ритуалов. Основную массу населения составляли ах чембаль виникооб («низшие»), лемба виникооб («трудящиеся») и ялба виникооб, («простолюдины»); они были лично свободными, пользовались землями, но не могли самостоятельно распоряжаться произведенной продукцией. Самое низшее положение майянского общества занимали пентакооб – рабы; источниками их пополнения были пленники, должники, преступники. Они же предназначались для многочисленных жертвоприношений по случаю смерти господина, начальника или правителя, а также по различным иным случаям.

Основой экономики являлось земледелие. Единственным орудием обработки земли оставалась мотыга. Была неизвестна частная собственность. Вся земля считалась принадлежавшей богу Солнца, от имени которого ею распоряжался халач-виник. Не существовало денег, практиковался простой продуктообмен. Весь произведенный продукт хранился в государственных амбарах и выдавался чиновниками по строго установленным стандартам потребления, соответствовавшим положению в обществе. Это дало повод называть майяскую экономику «социалистической». Помимо земледелия у майя развивались ремесло и торговля, центрами которых выступали города, в особенности портовые.

Особенностью культуры древних майя, в сравнении с другими культурами Америки, является то, что она достигла своего расцвета во влажных тропических лесах. Майя практиковали подсечно-огневое земледелие. По этнографическим наблюдениям известно, что такой тип земледелия сам по себе, без других источников пищи, не может обеспечить стабильность поселений, так как почвы на участках вокруг поселений быстро истощаются и требуется менять места обитания. При этом мала возможность развивать ремесла, строить монументальные культовые сооружение и так далее или, по другому говоря, содержать ремесленников и торговцев, а также жречество и знать. В последние годы стали появляться сведения о находках в разных местах области обитания древних майя следов мелиорации, которая должна была существенно повысить урожаи. Но эти свидетельства признаны не всеми археологами.

Компенсирующую роль могли играть разработанная календарная система, что позволяло планировать и вовремя осуществлять работы годичного земледельческого цикла (включал валку деревьев и кустарника, их сжигание в сухой сезон, посадку перед началом дождей, уход за растениями, сбор урожая), а также высокая урожайность сельскохозяйственных культур. Майя выращивали кукурузу, фасоль, тыкву, томаты, стручковые перцы, некоторые корнеплоды (батат, маниоку и хикаму), растения для приправ, а также хлопок, табак и энекен. На прибрежных землях Тихого океана и Мексиканского залива выращивали какао. Возможно, ухаживали за плодовыми деревьями. Земледельческими орудиями служили каменный топор для рубки деревьев и заостренный кол для посадки семян и выкапывания корнеплодов.
Майя охотились на различных животных, пользуясь копьями, метательными дротиками и луком со стрелами, а также стрелометальными трубками (из них жертву поражали глиняными шариками), пращами, петлями и другими ловушками. Добычей служили олень, тапир, пекари, броненосцы, игуаны, а также птицы. В прибрежных районах охотились на ламантинов. Рыбу били копьями и из луков, ловили сетями и на крючки. Майя разводили собак, индеек и пчел.

Техника и знания майя

У майя были развиты разнообразные ремесла, в том числе обработка камня. Без металлических орудий майя обрабатывали кремень и обсидиан, получая из них различные орудия (ножи, топоры и др.), оружие (наконечники стрел и копий, пластины-вкладыши) и украшения. Из диорита и серпентина делали топоры и долота, а из нефрита мастерили диадемы, сложные ушные и носовые подвески, нагрудные пластины, маски и пр. Из глины мастерили разнообразную посуду (ритуальную и домашнюю), много других бытовых предметов, а также фигурки и маски. Техническим сырьем служили многие дикие растения — в частности, из размоченной и разбитой коры некоторых фикусовых получали бумагу. Из деревьев, помимо того, что они служили строительным материалом, добывали смолы, употреблявшиеся для разных целей (благовония, каучук, косметические средства, жевательная резинка), а также разнообразные красители.
Майя классического периода, видимо, не знали обработки металлов. Найденные на их территории изделия из золота и сплава золота с медью (преимущественно украшения) происходят из Центральной Америки. Известны были также изделия из меди — тесла, пинцеты и крючки.

Майя знали ткачество. Одежда значительно различалась у общинников и знати. Первые могли обходиться одной набедренной повязкой, в то время как господа, кроме нее, носили сандалии, юбочки, украшенные бусинами, нарядные накидки или шкуры ягуара, а также сложные головные уборы, включавшие нефритовые диадемы, тюрбаны, плюмажи, шляпы и др. Женская одежда могла включать кофту из кружев, юбку, длинную тунику и небольшую накидку.
Развитие ремесел, а также различные географические условия, в которых находились разные группы майя, способствовали торговле как между отдельными поселениями майя, так и с соседями. Торговали как ремесленными изделиями, так и сырьем (кремень, обсидиан, соль, хлопок, какао). Из Центральной Мексики и Коста-Рики и Панамы к майя приходили изделия из нефрита, обсидиана, золота, меди и керамики.

Несмотря на то, что майя научились обрабатывать медь, золото и серебро сравнительно поздно – в VIII – X веках, у них была достаточно развита техника. Майя строили сложные акведуки, нередко подземные, водосборные цистерны и другие гидротехнические сооружения, позволявшие регулировать разливы рек, конденсировать дождевую воду и т.п. Майя принадлежит приоритет в создании каменного свода, что позволило им строить величественные ступенчатые пирамиды. Они оставили тысячи пирамид, сотни культовых центров, обсерватории, площадки для игры в мяч, предшественницы современного футбола, театральные площадки и др. Самыми выдающимися памятниками майяской культуры являются Чичен-Ица, Паленка, Майяпан. К X веку майя освоили технологии ковки, литья, сварки, чеканки мягких металлов – меди, золота и серебра. Им была знакома технология золочения. Особую известность получили золотые диски майя, являвшиеся фетишами Солнца.

Майя знали технологию производства бумаги из древесной коры. Они создали иероглифическое письмо, насчитывавшее несколько сотен знаков. Расшифровку майяской иероглифики предложил Ю. Кнорозов, однако до сих пор чтение майяских кодексов представляет большую трудность.
Майя пользовались двадцатиричной системой счета, заимствованной у ольмеков; они знали число «ноль». Майя разработали совершенный календарь, в котором учитывались циклы Солнца, Луны и Венеры. Календарь майя включал в себя 365,2420 суток, что превосходит по точности современный европейский календарь; расхождение с астрономическим годом составляло одни сутки за 10000 лет. Майя определяли период движения Луны в 29,53086 суток, делая ошибку на 0,00025. Майяские астрономы знали и другие планеты, зодиак, рассчитывали их синодические обороты.

Яркой достопримечательностью майянской культуры является театр. Сохранились театральные площадки, окруженные рядами для зрителей. Такова, например, «Платформа Луны». Руководил театром ах-куч-цублаль. Ставились комедии, фарсы; пользовались успехом выступления хоров и иллюзионистов.
Майя являются одним из немногих древних народов Америки, оставившим богатую литературу. Образец мифологии майя доиспанского периода дает сохранившийся с колониального времени эпос одного из народов Гватемалы, киче, «Пополь-Вух». Он содержит в себе сюжеты сотворения мира и людей, происхождения героев-близнецов, их борьбы с подземными владыками и др.

У майя знание и религия были неотделимы одно от другого и составляли единое мировоззрение, которое находило отражение в их искусстве. Представления о разнообразии окружающего мира персонифицировались в образах многочисленных божеств, которых можно объединить в несколько основных групп, соответствующих разным сферам опыта людей: боги охоты, боги плодородия, боги разных стихий, боги небесных светил, боги войны, боги смерти и так далее. В разные периоды истории майя те или другие боги могли иметь разную значимость для их почитателей.
Майя полагали, что вселенная состоит из тринадцати небес и девяти подземных миров. В центре земли находилось дерево, которое проходило сквозь все небесные сферы. На каждой из четырех сторон земли стояли еще по одному дереву, символизируя страны света — востоку соответствовало красное дерево, югу — желтое, западу — черное и северу — белое. Каждая сторона света имела несколько богов (ветра, дождей и держателей небес), имевших соответствующий цвет. Одним из важных богов у майя классического периода был бог кукурузы, представляемый в облике молодого человека с высоким головным убором. Ко времени появления испанцев другим важным божеством считался Ицамна, представляемый в виде старика с горбатым носом и бородкой. Как правило, изображения божеств майя включали в себя многообразную символику, говорящую о сложности мышления заказчиков и исполнителей скульптур, рельефов или рисунков и не всегда понятную нашим современникам. Так, у бога солнца были большие кривые клыки, его рот был оконтурен полосой из кружков. Глаза и рот другого божества изображены в виде свернувшихся змей и т.д. Среди божеств женского пола особенно значимой была, если судить по кодексам, «красная богиня», супруга бога дождя; ее рисовали со змеей на голове и с лапами какого-то хищника вместо ног. Женой Ицамны была богиня луны Иш-Чель; считалось, что она помогает при родах, в ткачестве и в медицине. Некоторых богов майя представляли в образе животных или птиц: ягуара, орла.

Религиозная система майя исключительно самобытна. Они почитали бога Солнца – Ах Кина, или Кинич Ахава; его символом был четырехлепестковый цветок. Рядом с ним помещался Чаака – бог Дождя; его символами были черепаха, лягушка, а обязательными атрибутами – топор и барабан. Особое значение в картине мира майя имели четыре ветра: Чакпавахтун – Восточный ветер, его символом был красный цвет; Канпавахтун – Южный ветер, обозначавшийся желтым цветом; Экпавахтун – Западный ветер, его знак – черный цвет; и Сакпавахтун – Северный ветер (белый цвет). Покровительницей женщин, любви, родов выступала Ишчель – богиня Луны; она же опекала ткачей и врачевателей.

В X веке цивилизация майя столкнулась с внешними вторжениями. В 917 году Чичен-Ица была занята племенами науа. В 987 году этот культовый центр оказался под властью тольтеков; майя низведены до положения несвободных. В середине XIII века Чичен-Ица пришла в окончательный упадок из-за внутренних конфликтов. В 1441 году в ходе крупного восстания пал Майяпан. В тольтекский период истории майя среди них распространилось почитание центральномексиканских по происхождению божеств. Одним из наиболее уважаемых богов подобного рода был Кукулькан, в образе которого явны элементы бога Кецалькоатля народов науа. Почитание божеств у майя выражалось в сложных ритуалах, частью которых были жертвоприношения (как правило человеческие) и игра в мяч.

Инкская цивилизация

Инки (правильнее инка, исп. incas от кечуа inkakuna), народ древнего Перу, первоначально индейское племя языковой семьи кечуа, обитавшее в XI – XIII веках на территории современного Перу (в дальнейшем областей Чили, Боливии, Аргентины, Колумбии и Эквадора), позже господствующий слой, а также верховный правитель в образованном ими государстве Тауантинсуйу. Древнейшие упоминания об инках связаны с их приходом в долину Куско, где они смешались с местными племенами. С XII века община Куско начинает проводить завоевательную политику в отношении соседей. В 30-е годы XV столетия инкский правитель города Куско победил соседей-чанка. Позже были подчинены колья, обитавшие в области озера Титикака. Затем инки стали завоевывать земли на севере — не спускаясь на побережье, они дошли до нынешнего Эквадора. Созданное инками государство достигло наивысшего расцвета в XIV – XV веках. Официальным названием инкского государства было «Тауантинсуйу» – «четыре соединенных стороны света». Столицей был легендарный город Куско.

Во главе государства стоял сапа инка – «Единственный Инка». Он воспринимался «Сыном Солнца» (интип Чурин), являлся преемником Солнечного светила, сошедшим на Землю. Сапа инка имел особые инсигнии – красную налобную повязку, бахрому, одежду и обувь, украшенные золотом и драгоценными камнями. Одежда и обувь использовались только один раз, после чего уничтожались. Налобная повязка и бахрома носились пожизненно и после смерти сапа инки украшали его мумию. Пищу правитель вкушал из золотых сервизов, которые также являлись предметом одноразового использования. Женой сапа инки могла быть только сестра – койа. Кроме этого, государь имел гарем. Наследник (аука) определялся волей государя из числа сыновей; приоритет отдавался сыну от койи, но далеко не всегда; он мог быть отвергнут из-за родинки, кривых зубов или по каким-либо иным мотивам.

В инкской цивилизации существовал государственный совет, в который входили родственники сапа инки. Совет избирал верховного жреца – Вильяк Уму, также из числа родственников правителя. Государство делилось на четыре части – Кольясуйу, Контисуйу, Чинчасуйу и Антисуйу. Управляли ими наместники, суйуйок арукуна, ближайшие родственники правителя. Они же входили в государственный совет.
Инкам было известно кодифицированное право. Свод инкских законов был составлен около середины XV века Пачакути. Самым тяжким преступлением считалась государственная измена; из кожи виновного делался барабан, из костей – флейты, дом виновного сравнивался с землей, земельный надел посыпался солью. Тяжким преступлением считалось вступить на территорию дворца Единственного Инки, богохульство, за них налагалась смертная казнь. Сурово карались должностные преступления: на обвиненного чиновника с высоты одного метра сбрасывался камень на позвоночник. Практиковались наказания без вины – жителей деревни за преступление на их территории, отца за несовершеннолетнего. Преследовались аборты: за нерожденного мальчика женщина подлежала смерти, за нерожденную девочку – 200 ударам плетью. Наказывался инцест. Однако сапа инка не мог жениться ни на ком, кроме сестры. Были наказания за безделье, лень. Если человек крал от голода, то наказывался чиновник, не обеспечивший его продовольствием. Тяжким наказанием было заключение в тюрьму, так как камеры заполнялись хищниками, змеями, смертоносными насекомыми. Если заключенный не погибал за двое суток, то считался невиновным, и сапа инка уплачивал ему компенсацию.

Обществу инков была присуща развитая стратификация. Высший слой составляли капак – знать, называвшаяся еще хатунринкрийоки, то есть «большеухие», так как им оттягивались уши в знак высокого благородства. Кроме знати выделялись кураки, чиновники. Возглавлял чиновников тукук рикой – «тот, кто видит все». Ему непосредственно подчинялись унукамайоки – надзиратели над 10000 подданных; ниже их стояли уаранкамайоки, надзиравшие над 1000; затем шли пачакамайоки, смотрители над ста жителями; еще ниже были пикамайоки – смотрители над 50, и наконец, чунчакамайоки – контролеры над десятью подвластными. Основную массу населения составляли хатунруна – «маленькие люди», они платили налоги, обрабатывали общественные земли, исполняли миту, различные общественные работы, 90 дней в году.
Инкская экономика носила такой же характер, как и майяская: отсутствовала частная собственность, не было денег. Однако была развита меновая торговля. Инки делали тростниковые лодки и уампу – плоты с крытыми постройками, мачтами и квадратными парусами. Они совершали плавания в океан. Известно, что Тупак Юпанки совершил морскую экспедицию в конце XV века в Тихий океан. Его флотилия составляла несколько сотен уампу, на которых находились двадцать тысяч человек. Экспедиция длилась год, и историки полагают, что Тупак Юпанки доходил до острова Пасхи. После этого плаванья в Тауантинсуйу появились рабы-негроиды.

Инки строили дороги, выложенные кирпичом и имевшие бордюры. Главная дорога, которую испанцы назвали «Королевской», превышала протяженностью 5000 километров. Дороги местами прорубались в скалах, местами поднимались на искусственных виадуках. Сохранилась тринадцатикилометровая дамба над болотом, являвшаяся составной частью одной из государственных дорог. Строились подвесные мосты. Самым известным был мост через реку Апуримак длиной восемьдесят метров. Он был сооружен на высоте 36 метров по приказу Сапа Инки Роки в 1350 году и продержался пятьсот лет. Инки первыми стали использовать канатные дороги (оройи); тросы плелись из волокон листьев агавы; кабинки для путников также были плетеными. Дороги использовались для передвижения войск, для транспортировки товаров, которые переносили вручную. Существовала эстафетная почта. Для исполнения почтовой службы отбирались самые быстроногие и выносливые юноши. Должность почтальона (часки) считалась почетной. Лучшие часки награждались сапа инкой. От Куско до Куму расстояние превышало 2000 км, и почта доходила за пять дней. За задержку почтовой корреспонденции часки наказывались 50 ударами палкой по голове, после чего им отрезали ноги.

Для архитектуры инков характерно использование огромных каменных кладок, сооружаемых без цемента. Территории огромного инкского государства объединяли дороги. Последний город инков Мачу-Пикчу лежит высоко в горах. Он построен по схеме, типичной для инков: храм Солнца и дворец расположены по бокам центральной площади. Знания инки передавали с помощью «кипу», связок цветных шнурков с узелками. Для расшифровки кипу готовились специальные люди. История сохранялась в песнях, прославивших деяния вождей. Инки были хорошими музыкантами и танцорами, умели слагать стихи.


Науки и ремесла инков

Инки довели до высокого искусства технику обработки драгоценных металлов. «Восьмым чудом Света» назвали конкистадоры «Золотой Сад» в Куско; в нем из золота и серебра были выполнены деревья, кусты, цветники; маисовые початки были сплетены из серебряной проволоки; на лугу паслось стадо лам с детенышами, сделанными из драгоценных металлов; две дюжины таких же искусственных пастухов «срывали» золотые яблоки с райских деревьев; по земле «ползали» золотые змеи со вставными глазами из драгоценных камней, «порхали» золотые бабочки, «сидели» золотые жуки.

Изумление вызывает строительная техника инков. Столица их царства, Куско, защищалась мощной крепостью из трех рядов стен – Саксауман. Первый ряд стен был выложен из блоков весом 350 т; был возведен 21 бастион. Шедевром архитектуры является Мачу-Пикчу, открытый в 1911 году Х. Бингемом. Этот священный город находился на высоте 3000 метров над уровнем моря, в Старом Свете на такой высоте не строились даже деревни. В нем не было улиц, передвижение осуществлялось по лестницам, которых насчитывалось несколько сотен. Там были инкауаси – Дворец правителя, Дворец принцессы, Тореон – Круглая башня; в центре находился «Храм трех окон», солнечная обсерватория инков: «место, где привязано Солнце». Кроме этого, в Мачу-Пикчу был обнаружен подземный город, где хранились мумии нескольких поколений сапа инков.

У инков были два типа письма: кипу, предназначенное для передачи административно-экономической информации, и килька – для передачи традиций и ритуала; первый тип письма был «узелковым», использовались шнуры разной длины и разного цвета, на которых завязывались десятки видов узлов; второй тип письма – «рисунчатый». Известно, что один из самых прославленных правителей инков, Пачакути, реформатор, философ и поэт, повелел создать рисованную историю своего народа; полотна были вставлены в золоченые рамы и помещены в специально построенном дворце – Пукинканча, который являлся уникальным архивом и библиотекой. Сегодня известны более 400 знаков инкского письма. Т. Бартель предложил расшифровку части пиктограмм инков, он прочел надпись на «плаще» Виракочи, нового для инков божества, культ которого ввел Пачакути.

Большое внимание у инков уделялось образованию и наукам. В Куско в середине XV веке была открыта высшая школа – ячауаси, первый университет Древней Америки. Там преподавали самые выдающиеся ученые, амаута. Преподавали ораторское искусство, ритуалы, право, астрономию, музыку. Существовали особые школы для девушек – аклья-уаси («дом невест Солнца»). В них отбирали со всего царства самых красивых и обучали женским искусствам. Некоторые становились фаворитками сапы инки, а многие отдавались в дар сановникам и чиновникам за заслуги.

Инкская цивилизация просуществовала до первой половины XVI века, до завоевания испанским конкистадором Франсиско Писарро (около 1541 года). Он захватил и разграбил Куско в 1533 году, пленил последнего сапа инку Атауальпу, потом освободил его за фантастический выкуп: в течение 60 дней камера, в которой находился пленный сапа инка, наполнялась его подданными золотом и серебром до потолка; было доставлено более пяти тонн золота и двенадцать тонн серебра. Несмотря на это, в дальнейшем Атауальпа вновь был схвачен и сожжен.

После захвата государства Инка конкистадорами Писарро в горной местности Вилькабамба часть инков вместе с другими племенами образовала так называемое Новоинкское государство во главе с Инкой Манко, после смерти которого правили сыновья. Оно существовало в 1535-1572 годах и пало, так как большая часть окрестных индейцев его не поддержала. Последний правитель, Тупак Амару, был казнен, но его имя носили несколько вождей индейских восстаний, а в конце XX века в Перу его имя носит радикальная террористическая организация, состоящая в основном из индейцев. Этнические инки растворились среди кечуа.

Тольтекско-ацтекская цивилизация

Последней крупной цивилизацией Америки была тольтекско-ацтекская. Тольтеки (исп. toltecas), древний народ Мексики. Их история записана в XVI столетии индейскими и испанскими историками на основе более ранних устных традиций и индейских кодексов. Есть разночтения в текстах разных авторов, но все сходятся на том, что главным городом тольтеков стал Толлан (историческая Тула в мексиканском штате Идальго). Считается, что это произошло в первой половине IX века.
Тольтеки, принадлежавшие к языковой семье науа, пришли с севера в в Мезоамерику на закате одной из самых цветущих культур древней Мексики, Теотиуакана. Иногда тольтеков даже считают разрушителями этой культуры. Во всяком случае, они унаследовали многие ее элементы, в том числе, видимо, и возведение монументальных храмов на пирамидах. Во главе тольтеков стоял вождь Мишкоатль. У него был наследник – Се-Акатль Топильцин, отличавшийся редкой мудростью. Топильцин был избран верховным жрецом тольтеков. В 980 году он основал город Толлан, или Тулу Шикокотитлан, построил храм Тлауискальпантекутли; алтарь в этом храме держали на руках статуи 4,5 м высотой; храм был украшен колоннами в виде змей.

В XI веке от тольтеков отделился вождь Меши, образовался род мешиков, который двинулся в сторону озера Тескоко. В 1247 году вождем этого рода был избран Теноч, с этого времени тольтекский род стал называться теночками. Они вели полукочевой образ жизни, отличались воинственностью, знали обработку металлов. В 1325 году мешики-теночки поселились на островах озера Тескоко. Так возник город Мешико-Теночтитлан, ставший в дальнейшем столицей огромной ацтекской империи.
Во главе государства стоял тлатоани. Его власть была абсолютной и передавалась по наследству. Еще при жизни Тлатоани избирал преемника из братьев или племянников. Тлатоани назначал Высший Совет 4-х военачальников. Государство делилось на кальпулли – территориально-клановые единицы. Они находились под управлением кальпулеков. Над ними стоял тлатекутли.

Высшее сословие ацтекского общества составляли пилли, «дети господ», знать; они были свободны от налогов. Затем стояли теопантлалли, жрецы. К привилегированным сословиям относились также тлатокатлалли (чиновники) и почтека (торговцы). Податным сословием являлись масехуали – земледельцы, ремесленники, свободные общинники. Кроме этого, в ацтекском обществе были тлатлакотин, рабы.
Вся собственность была государственной. Масехуали обладали лишь правом пользования частью урожая со своих наделов и могли передавать это право по наследству. В жизни ацтеков большое место занимала война, главной целью которой был захват пленников для жертвоприношений; поэтому пленников не обменивали и не освобождали. Основным оружием был лук со стрелами с наконечниками из камня, кости или кремня и обсидиана. Ацтеки использовали также копьеметалки и деревянные мечи с режущими обсидиановыми вкладышами. Защитным оружием служил плетеный щит и — у знати — панцирь из хлопка и деревянный шлем. У представителей высшей знати панцирь мог быть сделан из золотых пластин.

Денег ацтеки не знали. В качестве менового эквивалента использовали плоды какао и драгоценные минералы. Были развиты торговля и ремесло. Самым крупным торговым центром Древней Америки был Мешико-Теночтитлан. Это было подлинное чудо ацтекской цивилизации. Город занимал площадь двенадцать квадратных километров; он был построен по координатной сетке, разделен искусственными каналами, через которые были возведены мосты. Город делился на четыре части, на 80 кварталов, соответствовавших кальпулли. В каждом квартале были свой центр, храм, рынок. Город соединялся с материком хорошо укрепленными дамбами. В центре города, окруженном стеной, высилась пирамида Теокалли; на вершине располагались два храма – бога войны Уицилопочтли и бога дождя Тлалоку. В этом же священном центре находился круглый храм Кецалькоатля, площадка для игры в мяч и дворец тлатоани Мотекусомы II (европейское прочтение имени царя - Монтесума). Вода озера Тескоко отличалась соленостью, и ацтекам приходилось делать плотины, дабы отделить пресную воду от соленой. На острова были проведены с материка акведуки для подачи пресной воды. Существовала развитая система канализации, для чего использовались керамические трубы. Наибольшее удивление вызывали плавучие сады (чинампы). Жилища отличались удобством; деревянные двери и замки отсутствовали; дверные проемы закрывались занавесками с золотыми или серебряными колокольчиками.

Существовало искусство воспитания – тлакауапауалицли. У ацтеков были два типа школ: тельпочкалли и кальмекак. Все юноши в возрасте 15 лет независимо от сословного состояния обязаны были поступить в школы. В тельпочкалли преподавали пипильтины – учителя; они давали основы письма, счета, ритуала, музыки; они проводили экзамен и отбирали самых талантливых для продолжения образования в кальмекаке. Там преподавали тламатиниме – мудрецы; под их руководством изучались риторика, песнопение, религия, астрология, осуществлялось толкование «книги судеб» (тоналаматль) и «книги лет» (шиуматль), т.е. истории мешиков и теночков, предков ацтеков.в..
Ацтекам была известна пиктографическая письменность. Они умели изготавливать кодексы, рисунчатые книги (тлакуилос). Они использовали два календаря – ритуальный, известный только жрецам, и общий, включавший 365 дней (18 месяцев по 20 дней плюс 5 добавочных дней).

Ацтеки почитали пару прародителей – Ометекутли, отца, и Ометуатль, мать. Особое место в мифологии и религии ацтеков занимали четыре владыки сторон света: Шипе-Тотек – Восток, обозначавшийся красным цветом; Тескатлипока – Север, соотносившийся с черным цветом; Уицилопочтли – Юг, его символом был голубой цвет; Кецалькоатль – Запад, совпадавший с белым цветом. Между прочим, европейцы отождествлялись с посланцами Кецалькоатля, воспринимались как божественные существа, и потому им не оказывалось сопротивления. В 1519 году в империю ацтеков вторглись испанские конкистадоры во главе с Эрнаном Кортесом. В 1520 году был взят Мешико-Теночтитлан, последний тлатоани Монтесума II был пленен испанцами и затем казнен. Так завершилась история тольтекско-ацтекской цивилизации.

http://godsbay.ru/civilizations/index.html

Племя майя

День из жизни майя -

http://mayax.ru/category/istoriya-indeycev/maya/den-v-plemeni-maya.html

© kosmovidenie.ru. Все права защищены.   Представиться системе