Цивилизация Месопотамии

Месопотамией (Междуречьем) древнегреческие географы называли равнинную область между Тигром и Евфратом. Самоназвание этой области – Сеннаар. С севера и востока Месопотамию окружали горы Армянского и Иранского нагорий, на западе она граничила с Сирийской степью и полупустынями Аравии, с юга ее омывал Персидский залив. Природные условия способствовали возникновению в Месопотамии поселений и даже городов уже в VI-V тысячелетиях до нашей эры (Эриду, Тель-эль-Обейд, Джармо, Али-Кош, Телль-Сотто, Тель-Халаф, Тель-Хассун, Ярым-Тепе).

На территории Месопотамии в IV–III-м тысячелетии до нашей эры сформировались шумерские города-государства Эшнунна, Ниппур, Ур, Урук, Ларса, Лагаш, Киш, Шуруппак, Умма. В 23 веке до нашей эры Месопотамия была объединена под властью Саргона Древнего, основателя великой Аккадской державы. В самом конце III-его тысячелетия Месопотамию удалось объединить под своей властью царям третьей династии Ура. В начале II-ого тысячелетия до нашей эры в южной части Месопотамии сложилось государство Вавилония с центром в городе Вавилон.

Центр развития древнейшей цивилизации находился в Вавилонии. Северная Вавилония носила название Аккад, а южная – Шумер. Не позднее IV тысячелетия до нашей эры на крайнем юге Месопотамии возникли первые шумерские поселения, постепенно они заняли всю территорию Месопотамии. Откуда пришли шумеры – до сих пор неизвестно, но согласно легенде, распространенной среди самих шумеров, с островов Персидского залива. Шумеры говорили на языке, родственные связи которого с другими языками не установлены. В северной части Месопотамии начиная с первой половины III тысячелетия до нашей эры жили семиты, скотоводческие племена древней Передней Азии и сирийской степи, язык семитских племен назывался аккадским. В южной части Месопотамии семиты говорили на вавилонском, а к северу – на ассирийском диалекте ассирийского языка. В течение нескольких веков семиты жили рядом с шумерами, но затем стали продвигаться на юг и к концу III тысячелетия до нашей эры заняли всю южную Месопотамию, в результате этого аккадский язык постепенно вытеснил шумерский, однако он продолжал существовать как язык науки и религиозного культа до I века нашей эры. В конце III тысячелетия до нашей эры в Месопотамию из сирийской степи начали проникать западно-семитские скотоводческие племена, которые вавилоняне называли амореями (кочевники). С III тысячелетия в Северной Месопотамии, от верховья реки Диялы до озера Урмии, обитали племена кутии, или гутии. С древнейших времен на севере Месопотамии жили также хурритские племена, которые создали государство Митанни. В III – II тысячелетиях до нашей эры хурриты и их близкие родственники урартские племена занимали всю территорию от равнин Северной Месопотамии до Центрального Закавказья. Шумеры и вавилоняне называли племя и страну хурритов Субарту.

Во второй половине II тысячелетия до нашей эры из Северной Аравии в сирийскую степь, Северную Сирию и Северную Месопотамию хлынула мощная волна арамейских племен. К концу XIII века до н.э. арамеи создали в Западной Сирии и Южной Месопотамии множество мелких княжеств, а к началу I тысячелетия до нашей эры арамеи почти полностью ассимилировали хурритское и аморейское население Сирии и северной Месопотамии. В VIII веке до нашей эры арамейские государства были захвачены Ассирией, однако после этого влияние арамейского языка усилилось, к концу VII века до н.э. вся Сирия говорила по-арамейски. Этот язык начал распространяться и в Месопотамии. В VIII – VII столетиях до нашей эры ассирийская администрация проводила политику насильственного переселения покоренных народов из одного района Ассирийской державы в другой, цель – затруднить взаимопонимание между различными племенами, тем самым предотвратить их мятежи против ассирийского ига и заселить опустошенные во время бесконечных войн территории. В результате неизбежного смешения языков победителем выходил арамейский. Начиная с IX века до нашей эры, в Южную Месопотамию начали вторгаться родственные арамеям халдейские племена, постепенно занявшие всю Вавилонию, в I веке нашей эры вавилоняне полностью слились с халдеями и арамеями.

Шумер

Первые поселения в Южном Двуречье стали появляться в VI тысячелетии до нашей эры. Откуда в эти земли пришли шумеры, среди которых растворились местные земледельческие общины, до сих пор не выяснено. Их собственные предания говорят о восточном или юго-восточном происхождении. Древнейшим своим поселением они считали Эреду — самый южный из городов Двуречья, ныне городище Абу-Шахрайн. Родиной человечества шумеры называли остров Дильмун, отождествляемый с современным Бахрейном в Персидском заливе.
Шумерский язык продолжает оставаться загадкой, поскольку не удалось установить его родство ни с одной из известных языковых семей. Археологические материалы позволяют предположить, что шумерами были создатели Убайдской культуры на юге Двуречья конца V — начала IV тысячелетиях до нашей эры. Благодаря возникновению иероглифической письменности, впоследствии утратившей рисуночный характер и трансформировавшейся в клинопись, на рубеже IV и III тысячелетий до нашей эры имеются доказательства того, что население Нижней Месопотамии было шумерским.

На рубеже IV и III тысячелетий до нашей эры, примерно одновременно с возникновением государства в Египте, в нижней части междуречья Тигра и Евфрата появляются первые государства. В начале III тысячелетия до нашей эры на территории Южной Месопотамии сложилось несколько небольших городов-государств, они располагались на холмах и были окружены стенами, в каждом жили около 40 – 50 тысяч человек. На крайнем юго-западе находился город Ур, имевший огромное значение в политической истории Шумера. В центре Месопотамии находился город Ниппур – главное святилище всего Шумера, где находился один из главных шумерских храмов — храм бога Энлиля.

В первой половине III тысячелетия до нашей эры в Шумере создались несколько политических центров, правители которых носили титул лугаль (большой человек) или энси (самостоятельный владыка, который первоначально был жрецом-строителем). В «Царском списке» в числе первых полумифических шумерских правителей встречаются имена Энмешарра, Лугальбанды и Гильгамеша — сказания об этих персонажах, записанные в конце III тысячелетия до нашей эр, дошли до нашего времени. Из них мы знаем, например, о споре Энмешарра с правителем города Аратты, находившегося далеко на востоке. Оба вождя через своих послов загадывали друг другу загадки, и одна из загадок Энмешарра оказалась настолько трудной, что посол не мог ее запомнить и пришлось изобрести письменность.
О Гильгамеше рассказывали, что он ходил походом в Сирию на гору Ливан за кедрами, обнес стеной свой родной Урук, побывал в царстве Зиусудры, пережившего великий потоп, получил от него траву бессмертия, которую потерял по дороге домой. Широко известная история о великом потопе впервые встречается именно в шумерских историко-мифологических текстах.

Во второй половине III тысячелетия до нашей эры на главенство в Шумере стал претендовать город Лагаш, в середине XXV века он разгромил своего главного врага – город Умму, а народные массы, ущемленные в своих экономических и политических правах, объединились вокруг одного из влиятельных граждан города Уруинимгины (Урукагины). Все вместе взятые факты привели к тому, что Уруинимгина стал новым энси. За период своего шестилетнего правления он провел важные социальные реформы, были отменены поборы с жреческого персонала, увеличено натуральное довольствие подневольных храмных работников, восстановлена независимость храмового хозяйства от царской администрации, восстановлена судебная организация в сельских общинах, была ликвидирована полиандрия (многомужество) – все эти изменения были объявлены договором Уруинимгина с главным богом Лагаша Нингирсу, по которому первый являлся исполнителем его воли. Пока Уруинимгина был занят реформами, началась война между Лагашем и Уммой, она закончилась победой правителя Уммы Лугальзагесси. Он отменил только недавно введенные реформы и распространил свое господство почти на весь Шумер, столицей которого теперь стал город Урук. Основной отраслью экономики Шумера было земледелие, основанное на развитой оросительной системе.

К началу III тысячелетия до нашей эры относится шумерский литературный памятник – земледельческий альманах, написанный в форме поучения; он содержит указания и советы по сохранению плодородия почв, описывает последовательность полевых работ. Развивалось ремесло, среди городских ремесленников было много строителей домов, уже в этот ранний период кирпич подвергается обжигу в печах, для облицовки зданий пользовались глазурованным кирпичом. Из местного сырья ремесленники имели в своем распоряжении лишь глину (уже используется гончарный круг, а наиболее ценные сосуды покрываются эмалью и глазурью), тростник, шерсть, кожу и лен. Бог мудрости Эа считался покровителем всех мастеровых.

Изобретение письменности было, несомненно, одним из крупнейших и наиболее значительных достижений шумерской цивилизации. Единственным материалом для письма в Месопотамии была глина, а в качестве орудия для письма шумеры пользовались тростниковой палочкой, которую наклонно слегка вдавливали в мягкую глину. Поскольку конец этой палочки имел трехгранную заточку, верхняя часть линии приобретала вид клинышка. Отсюда и происходит название «клинопись». Шумерское письмо, прошедшее путь от иероглифических, образных знаков-символов до знаков, которыми стали записывать простейшие слоги, оказалось чрезвычайно прогрессивной системой, которую заимствовали и использовали многие народы, говорившие на иных языках. Благодаря этому обстоятельству культурное влияние шумеров на древнем Ближнем Востоке было огромным и на многие столетия пережило их собственную цивилизацию.

 

Аккад

 

Начиная с XXVII века до нашей эры, северная часть Месопотамии была заселена аккадцами, их первым царем был Шаррумкен, или Саргон Древний (истинный царь), основатель III династии царей Ура, он вступил в длительную войну с Лугальзагесси, который властвовал почти во всех шумерских городах. Напав первым, Лугальзагесси вскоре был повержен, а Саргон, создав первое в истории постоянное войско из 5400 человек, совершал успешные походы в Сирию, горы Тавра, Элам. При Саргоне сооружались новые каналы, была налажена общегосударственная оросительная система, введена единая система мер и весов. Аккад вел морскую торговлю с Индией и Восточной Аравией.

При Саргоне была создана самая обширная держава из всех существовавших в Месопотамии до того времени. Образование единого централизованного государства повлекло за собой и создание крупнейшей ирригационной системы в Южной и Средней Месопотамии, активное строительство сети дорог и торговых гаваней, вызвало расцвет торговли, как в регионе, так и с более отдаленными территориями. Опорой царя в утверждении единоличной его власти стала новая служилая знать и жречество, прославлявшее царя как ставленника богини Иштар.
Согласно шумерскому «Царскому списку», составленному через полтора столетия после Саргона, первые пять правителей Аккада — Саргон, Римуш, Маништушу, Нарам-Суэн (Нарамсин) и Шаркалишарри — правили 142 года, из которых 55 лет пришлось на правление легендарного основателя династии.

В конце правления Саргона в стране буйствовал голод; вспыхнуло восстание, которое был подавлено уже сыном Саргона – Римушем. Он правил недолго и был убит во время дворцового переворота. Следующего преемника постигла та же участь, и тогда на трон взошел внук Саргона Нарам-Суэн, при котором Аккад достиг своего наивысшего могущества, а Нарам-Суэн стал величать себя могущественным богом Аккада и повелел изображать себя на рельефах в головном уборе, украшенном рогами, которые считались божественным символом. Он также носил титул царя четырех стран света, так как вел много успешных завоевательных войн.

Однако при преемнике Нарам-Суэна Шаркалишарри (царь всех царей) начался распад Аккада, новому царю пришлось вступить в длительную борьбу с амореями на западе и одновременно противостоять нашествию кутиев с северо-востока. В самой Месопотамии начались народные волнения, и вскоре она была завоевана кутиями в 2170 году до нашей эры, которых в 2109 году изгнал из страны царь города Урука Утухенгаль. За это он претендовал на царствование над всем Шумером, но владычество перешло городу Уру, где правил Урнамму, при котором царская власть приобрела деспотический характер. Царь был верховным судьей и главой государственного аппарата. В стране действовал налаженный транспорт, гонцы рассылались с документами во все концы государства. Сын Урнамму Шульги (2093 – 2046 годы до нашей эры) добился своего обожествления, в храмах ставились его изваяния, которым приносились жертвы. Шульги издал законы, которые свидетельствуют о существовании разработанной судебной системы, более демократичной, чем предыдущие. При преемниках Шульги большую опасность для государства стали представлять аморейские племена, которые нападали на Месопотамию из Сирии. Чтобы приостановить продвижение амореев, цари III династии Ура соорудили линию укреплений, но страна опять была разрознена и непрочна, в 2003 году до нашей эры власть III династии Ура была свергнута.

По названию столицы страны — города Аккада — аккадским стал называться и восточно-семитский язык, на котором говорили жители этого региона. Первые собственно аккадские имена стали известны, однако, задолго до возникновения самого государства — уже в XXVII столетии до нашей эры. С ростом могущества Аккада и распространением власти его царей на большую часть территории Двуречья вырос и престиж языка правящего народа. Постепенно аккадский язык был приравнен к шумерскому — первому литературному языку древней Месопотамии, у которого он заимствовал письменную клинописную традицию.
Среди немногочисленных памятников изобразительного искусства времени правления аккадской династии — победная стела Нарам-Суэна с изображением выступающего против луллубеев во главе войска царя (около 2300 года до нашей эры). Его фигура, выделенная масштабно и композиционно, наделена атрибутами высшей божественности: голова правителя увенчана рогатой тиарой, над ним сияют солнце и луна, под его ногами гибнут побежденные враги. Шедевр древневосточного искусства — так называемая медная голова из Ниневии, предполагаемое изображение Саргона Древнего (XXIII век до нашей эры, Багдад, Иракский музей), идеализированный облик великого властителя — богочеловека.

Наиболее полное представление мы имеем о памятниках аккадской глиптики. Резьба на каменных цилиндрических печатях — древнейшая месопотамская традиция, глиптика аккадского периода характеризуется более динамичными композициями, стремлением к большей натуроподобности в изображении человеческих фигур, развитостью и подробностью сцен по сравнению с шумерскими памятниками. Отличительные особенности аккадского искусства — точное чувство пропорций, свободная работа с материалом, динамичность и красота композиций — можно обнаружить во многих памятниках послеаккадского времени. Правление пяти аккадских царей — один и самых ярких периодов истории Месопотамии, о котором последующая традиция сохранила в легендах, литературных произведениях, историческом предании память как о «золотом веке» единства страны и безграничного могущества ее правителей.


Вавилон

 

Вавилонское государство начала II-го тысячелетия до нашей эры названо по городу Вавилону, но и после его возвышения часто по традиции называлось Шумер и Аккад, так как занимало примерно те же территории. Возвышение Вавилона и образование государства вокруг этого нового центра произошло при царях аморейской династии. Крупнейший представитель этой династии, Хаммурапи, объединил большую часть Двуречья, подавляющее большинство населения которого принадлежало к потомкам шумеров и аккадцев, слившихся в единый народ «черноголовых».

Около 1894 года до нашей эры амореи создали самостоятельное государство со столицей в Вавилоне, начиная с этого времени роль Вавилона, самого молодого из городов Месопотамии, неуклонно росла в течение многих веков. Кроме Вавилона амореи образовали царство в Аккаде со столицей в Иссине, в Ларсе, Эшнунне.
Вначале Вавилонское царство не играло особой роли. Первым царем, который начал активно расширять пределы государства, был Хаммурапи (1792 – 1750 годы до нашей эры), в 1785 году он завоевал Урук и Иссин, в 1763 году – Эшнунну и Ларсу, затем покорил область вдоль среднего течения Тигра, включая Ашшур. Основу благосостояния жителей Вавилонии составляло сельское хозяйство. Заботясь об урожае, они восстанавливали старые и прокладывали новые ирригационные системы. Однако из-за засоления земель, типичного при орошении в климате с малым количеством осадков, урожайность постепенно падала. Земледелие оставалось в значительной мере общинным. Лишившись земли за долги, человек лишался и всего комплекса гражданских прав, более того, он не мог более отправлять важнейший культ предков. В период правления Хаммурапи разложение сельской общины и обращение в рабство за долги уже приняло значительный характер. Из законов Хаммурапи видно, что рабство утратило свой прежний патриархальный характер.

Царь Хаммурапи ограничивал долговое рабство, так как от уменьшения числа свободных граждан страдало и государство: меньше становилось войско, меньшее число людей облагалось повинностями. В этот период уже существовали профессиональные агенты, занимавшиеся оптовыми торговыми и ростовщическими операциями (тамкары). Возрос удельный вес денежного хозяйства, вытеснявшего оплату натурой, и обмен. Оплата труда ремесленников привлекала их со всех концов Месопотамии и из других стран. Возвышение Вавилона привело к его превращению в крупнейший религиозный центр: местный бог Мардук занимал место главы шумеро-аккадского пантеона. Проводившиеся здесь празднества Нового года, во время которых царь касался рук Мардука, стали кульминацией культа и признанием божественности царской власти. Пышно справлялся также и культ Инанны-Иштар.

После смерти Хаммурапи вавилонским царем стал его сын Самсуилуна (1749 – 1712 годы до нашей эры), ему пришлось отражать натиск касситских племен, которые жили в горных областях к востоку от Вавилонии. Около 1742 года до нашей эры касситы во главе со своим царем Гандашем совершили поход на Вавилонию, но смогли утвердиться только в предгорьях к северо-востоку от нее. В конце XVII века до нашей эры Вавилония, переживавшая внутренний кризис, уже не играла значительной роли в политической истории Передней Азии и не могла сопротивляться чужеземным нашествиям. В 1594 году до нашей эры пришел конец господству вавилонской династии, а город был захвачен хеттским царем Мурсили I. Когда хетты вернулись с богатой добычей в свою страну, Вавилон был захвачен царями Приморья. После этого в 1518 году до нашей эры страна была покорена касситами, однако вскоре касситские цари были ассимилированы местным населением.

Хотя Вавилония в этот период рядом с Египтом и начавшей возвышаться Ассирией играла довольно скромную роль, ее правителям удавалось лавировать между великими державами (сохранилась интенсивная дипломатическая переписка этого времени). Из Египта Вавилония получала коней и золото в обмен на продукцию местных ремесленников. Большой ущерб был нанесен вторжением эламитов, положивших конец правлению касситов. Несколько раз в Вавилон вторгались ассирийцы. В начале 10 столетия до нашей эры кочевые племена арамеев-халдеев заселили большую часть Месопотамии, смешавшись с местным населением. Ослабленная Вавилония стала постоянным объектом для нападений ассирийских царей, один из которых, Тиглатпаласар III, провозгласил ее частью Ассирийского царства и включил в свою титулатуру.

 

Вавилонское право

 

Во II тысячелетии до нашей эры в экономике Вавилонии происходили радикальные перемены, для этого времени была характерна активная правовая деятельность. Законы государства Эшнунны, составленные в начале XX века до нашей эры на аккадском языке, содержат тарифы цен и оплаты труда, статьи семейного, брачного и уголовного права. За супружескую измену со стороны жены, изнасилование замужней женщины и похищение ребенка предусматривалась смертная казнь. Судя по законам, рабы носили специальные клейма и не могли выйти за пределы города без разрешения хозяина. Ко второй половине XX века до нашей эры относятся законы царя Липит-Иштара, в которых регулируется статус рабов. Были установлены наказания за побег и за укрывательство раба от хозяина, если рабыня вступала в брак со свободным, то она и ее дети становились свободными.

Но самым выдающимся памятником древневосточной правовой мысли считаются Законы Хаммурапи, увековеченные на черном базальтовом столбе. 282 статьи законов (кодекса) охватывают почти все аспекты жизни вавилонского общества. Во вступлении к кодексу, как бы подводя итог своей деятельности, Хаммурапи, «первейший из царей, несравненный государь, пастырь народов», провозглашает, что он — «воитель, пощадивший Ларсу», владыка, «давший обилие Уру» и «сохранивший жизнь Уруку», царь, «покоривший евфратские селения, тот, кто помиловал людей Мари», «владыка четырех стран света, возвеличивший имя Вавилона». В кодексе впервые, хотя и недостаточно последовательно, используется принцип вины и злой воли, например, устанавливается различие в наказании за предумышленное и нечаянное убийство. Неоднозначность принципа проявлялась при классовом подходе, в старовавилонский период общество состояло из полноправных граждан (сынов мужа), мушкенумов, юридически свободных, но не полноправных, и вардумов (рабов); последние две группы не входили в гражданскую общину. Если кто-нибудь нанес членовредительство сыну мужа, то он отвечал за это собственной смертью, но если на месте сына мужа был мушкенум, то преступнику нужно было всего лишь заплатить штраф.

Чтобы число воинов и налогоплательщиков не уменьшалось, Хаммурапи принял законы, которые облегчали участь свободного, но экономически нестабильного населения, например, долговое рабство на кредитора ограничивалось тремя годами, после чего любая задолженность считалась полностью погашенной. Воины получали от государства земельные наделы и обязаны были по первому требованию царя выступить в поход, эти наделы становились личной собственностью и передавались по наследству. Некоторые брачные статьи: чтобы брак считался законным, необходимо было заключить контракт, прелюбодеяние со стороны жены каралось ее утоплением, но если муж решал простить жену, то от наказания освобождалась и она, и ее любовник. Отец не имел права лишать сыновей наследства и должен был научить их своему ремеслу.

Кодекс Хаммурапи представляет собой фундаментальный свод законов различных областей Вавилонского права. Текст Кодекса увековечен на стеле из черного базальта, которая в настоящее время хранится в парижском Лувре. Можно предположить, что подобные стелы были установлены в городах Вавилонии для всеобщего обозрения. Существовали также списки законов на глиняных таблицах, фрагменты которых обнаружены при раскопках в Сузах и Ниневии.
В Кодексе Хаммурапи были обобщены и систематизированы правовые нормы, которые действовали на землях образованной царем великой державы. Тем не менее, за пределами их текста остались многие неписаные нормы древнего права. Законы Хаммурапи сохранили многие древнейшие черты, главная из которых — суровость наказаний, предполагавшая смертную казнь не только за убийство, но и за кражу, клевету, измену воинскому долгу или укрывательство беглого раба. Согласно законам, вора, сделавшего пролом в стене, надлежало убить и закопать перед этим проломом; преступника, схваченного при попытке кражи на пожаре, следовало бросить в огонь. В ряде случаев Законы сохраняют древнюю традицию Божьего суда: оклеветанная перед мужем жена должна была броситься в реку — ее спасение служило доказательством ее невиновности. Подобным же образом надлежало очиститься человеку, на которого было возведено обвинение в чародействе.

В законодательстве Хаммурапи широко применялся принцип воздаяния равным за равное, буквально соответствовавший библейскому «око за око». Преступивший закон восполнял урон, который он нанес, и отвечал своей жизнью за смерть другого свободного человека, даже если эта смерть не являлась следствием предумышленного убийства. Закон требовал смерти недобросовестного строителя, по чьей вине обрушился дом и погиб его хозяин, и смерти сына строителя, если под развалинами погиб сын хозяина дома. Перечень устанавливаемых по закону штрафов или тарифов на определенные виды работ рисует многообразие форм хозяйственной жизни Вавилона. Из текста Законов можно было узнать, сколько требовалось денег, чтобы построить большой корабль или арендовать судно в зависимости от того, шло ли оно вверх или вниз по течению реки, сколько получал работник в сезон полевых работ, какая плата в день полагалась ремесленникам: кузнецу, портному, камнерезу, столяру или плотнику. Законы назначали штраф нерадивому пастуху, чье стадо вытоптало засеянное поле, и наказывали земледельца, по недосмотру которого вода прорвала плотину и затопила земли соседа. Мы можем уточнить, какой штраф следовал за срубленное в чужом саду дерево или за кражу кожаного ведра и мотыги. Месопотамские писцы продолжали переписывать и изучать законы Хаммурапи много веков спустя после падения созданной им великой державы. Хранившиеся в библиотеке ассирийских царей списки законов свидетельствуют об уважении, которое питали к этому памятнику последующие поколения.

Ассирия

 

В отличие от Вавилонии Ассирия была бедной страной. Превращением в крупный экономический центр она была обязана одному – выгодному географическому положению, на ее территории пролегали важные караванные пути, по которым из Северной Сирии, Малой Азии и Армении доставлялись в Вавилонию металлы и строительный лес, а в обмен вывозились продукты сельского хозяйства и ремесел. Наряду с этим ассирийцы основали много торговых колоний за пределами своей страны, важнейшая из них находилась в городе Канесе в Малой Азии. Отношения между членами колонии и жителями Канеса регулировались местными законами, а во внутренних делах колония подчинялась Ашшуру, который облагал ее торговлю огромной пошлиной.

Обычно выделяют Древнеассирийское царство (XX-XV века до нашей эры); Среднеассирийское царство (XV-X века до нашей эры) и Новоассирийское царство (911-612 годы до нашей эры). Ядром Ассирии явился город Ашшур. Этнический состав его первичного населения неизвестен, к 2000 году до нашей эры основную массу жителей составляли семиты-аккадцы. В то время Ашшур играл роль посредника в транзитной торговле между югом Месопотамии и Малой Азией, где имелись торговые станы ашшурских купцов (важнейший — Канес, ныне городище Кюль-Тепе). В XVIII столетии Ашшур и смежные города подчинялись вавилонскому царю Хаммурапи, а в XVI-XV веках до нашей эры — царям Митанни.
Правителю Ашшура Ашшурубаллиту I (начало XIV столетия до нашей эры), основателю Среднеассирийского царства, удалось создать сильную державу и подчинить своему влиянию Вавилонию. Его потомки приняли титул «царей Ассирии». Им удалось покорить Северную Месопотамию и захватить пути подвоза в Вавилонию. Между XVI и XIII веками до нашей эры был составлен дошедший до нас сборник ассирийских законов. Ассирийское право характеризовалось исключительной жестокостью наказаний, беззащитностью должников и бесправием женщины.

Верховным органом власти в Ашшуре был совет старейшин, им велась датировка событий и отсчет времени. Существовала также наследственная должность правителя (ишшаккум), который имел право созывать совет, но без санкции последнего не мог принимать важные решения. Для удержания в своих руках караванных дорог и захвата новых Ассирии надо было иметь сильную военную власть. Именно это стало основой усиления власти ишшаккума, однако во второй половине XVIII века до нашей эры Ассирию захватил Хаммурапи, тогда же Ассирия утратила свою караванную монополию. К середине II тысячелетия до нашей эры Ассирия была вынуждена признать власть царей Митанни; но вскоре начинается упадок Митанни, в чьи владения тоже началась экспансия. Во второй половине XIII века при царе Тукульти-Нинурте I (1244 – 1207 годы до нашей эры) Ассирия вновь стала могущественным государством Ближнего Востока, ассирийский правитель захватил Вавилонию и вел многочисленные войны, власть царя возросла, но сама Ассирия была истощена внутренними беспорядками. Период XV – XI веков до нашей эры называют среднеассирийским, к тому времени относятся самые жестокие законы: земля стала предметом купли-продажи, хотя все еще считалась собственностью общин, рабов было мало, и они стоили очень дорого, поэтому богатые стремились закабалить свободных землевладельцев с помощью заемных сделок, и если ссуда не была погашена в срок, кредитор мог делать с заложником все, что угодно.

В X веке начинается период расцвета Ассирийской державы — Новоассирийское царство. В конце X-IX столетий до нашей эры ассирийским царям удалось восстановить свою власть в Северной Месопотамии и в горах к востоку от Ассирии. Ассирийские войска неоднократно вторгались на в Вавилонию, Урарту, Мидию и Сирию. С конца IX века в Ассирии начинается кризис, осложненный опустошением сельскохозяйственных районов во время войн, а также гражданскими войнами между жречеством и торговой знатью, с одной стороны, и военной знатью, с другой стороны.
В результате третьей гражданской войны царем стал Тиглатпаласар III (745-727). В период его правления политика массового истребления покоренных народов была заменена политикой массового переселения их из одних районов в другие; права наместников были ограничены; была создана постоянная армия, которая содержалась за счет государства. В течение последующих 100 лет были завоеваны вся Передняя Азия (кроме Урарту и некоторых окраинных областей) и Египет. Тиглатпаласар III и его сын Салманасар V (727-722), а позже Синахериб (705-680) были сторонниками военной партии и ограничивали права знати, отменяя привилегии самоуправляющихся торговых городов как в самой Ассирии, так и в Вавилонии (Синахериб даже полностью разрушил Вавилон). Напротив, Саргон II (722-705) и особенно Асархаддон (680-669) опирались благоприятствовали жреческой партии и вавилонским привилегированным городам.

Еще с конца VIII века до нашей эры противники Ассирии пытались противопоставить ей коалицию ряда государств и племен. При царе Ашшурбанипале (669-633) война с коалиционными войсками его брата, вавилонского царя Шамашшумукина, окончательно подорвала могущество Ассирии. Войны разоряли население покоренных стран и истощили Ассирию. В конце VII столетия до нашей эры коалиция Вавилонии и Мидии разгромила Ассирию, разрушила ее основные города и уничтожила ассирийское государство. Ассирийская знать была вырезана во время войны, остальное население смешалось с арамеями Месопотамии.

Упадок Вавилонии

 

В конце XIII века до нашей эры начинается упадок Вавилонии, столетие спустя эламский царь Шутрук-Наххунте I решил, что настал час расплаты с давним врагом и напал на Вавилонию. Его сын также продолжал политику грабежа Вавилонии. Вавилоняне объединились вокруг своего царя Эллиль-надин-аххе, чтобы спасти свою страну, но трехлетняя война закончилась победой эламитов. Вскоре при Навуходоносоре I (1126 – 1105 годы до нашей эры) в Вавилонии наступил кратковременный расцвет, около крепости Дер произошла битва, в которой вавилоняне одержали победу над эламитами. После этого Навуходоносор стал претендовать на власть над всей Вавилонией, он и его преемники носили титул – царь Вавилонии, царь Шумера и Аккада, царь четырех сторон света. Столицей государства стал Вавилон. Мощный подъем Ассирии в это время вновь привел к столкновениям, в которых перевес был на стороне профессионального ассирийского войска. Город Вавилон несколько раз занимался ассирийцами, но цари Ассирии щадили его как древний религиозный центр и не применяли к его жителям своих обычных методов тотального переселения. Салманасар III даже ввел в свой дом вавилонянку Семирамиду, будущую великую правительницу.

В XI веке до нашей эры Вавилония в союзе с Ассирией вынуждена бороться против арамеев. Целый век понадобился ассирийцам для того, чтобы восстановить свое господство в Северной Месопотамии, после этого наступает время многочисленных походов, направленных на захват новых территорий; не встретив сопротивления, они прошли земли Вавилонии и Сирии, пока не встретились с организованным отпором государств Сирии, Палестины, Финикии и Киликии. Во главе союза стоял город Дамаск, в результате битвы ассирийское войско потерпело поражение, но вскоре в самом союзе произошел раскол, и ассирийцы с новой 120-тысячной армией сумели установить свое господство в Сирии. Начиная с IX века до нашей эры, в истории Вавилонии упоминаются племена халдеев, они прочно заняли южную часть Вавилонии, жили родами под управлением вождей. Во времена ассирийских походов халдеи завладели почти всей территорией Вавилонии. Позднее Ассирия и Вавилония находились в мирных отношениях, последней правит Набосар, ему удалось установить управление лишь в центральной части государства.

Могущество Ассирии ослабевает при правлении Тиглатпаласара III (745–727 годы до нашей эры), он провел крупные административные и военные реформы, плюс ко всему изменил политику в отношении покоренного населения, теперь таких людей стали в массовом порядке переселять в этнически чуждые им области, а на их место пригонять пленных из других покоренных областей. Была создана постоянная армия, находившаяся на полном государственном обеспечении – Ассирия превратилась в ведущую в военном отношении державу на Ближнем Востоке и смогла восстановить свою завоевательную политику. В 735 году до нашей эры Тиглатпаласар совершил поход через всю территорию Урарту, захватил Дамаск, подчинил себе Финикию и Вавилонию – теперь ассирийская держава охватывала все страны от Средиземного моря до Персидского залива. Преемники Тиглатпаласара на протяжении ста лет сохраняли гигантскую империю.

Со времен Тиглатпаласара III Вавилон был включен в состав Ассирии (732 год до нашей эры), но царь Ассирии оказал городу особое уважение — выполнив обряд касания руки Мардука и таким образом признав себя преемником вавилонских царей, он обязался соблюдать местные законы. Такую же политику по отношению к Вавилону проводил и Саргон II, развернувший в городе оживленное строительство. Но его сын Синахериб в ответ на интриги арамейских князей с Эламом в 689 году полностью разрушил город. Статуи Мардука и Царпаниту были увезены в Ашшур. Но сын и преемник Синахериба, Асархаддон, заново отстроил город, богато украсил храмы. После смерти Асархаддона Вавилон отошел к Шамашумукину, ингриговавшему против своего брата и наследника Ассирии, Ашшурбанипала. Ашшурбанипал захватил все города своего брата, в том числе и Вавилон, но пощадил жителей великого города, построил в нем много сооружений. После смерти Ашшурбанипала в Ассирии возникли смуты, царство ослабело, чем воспользовались арамеи-халдеи, добившиеся независимости, а затем перешедшие в наступление. Набопаласар сравнял с землей столицу Ассирии Ниневию, а в Вавилоне основал Нововавилонскую, или Халдейскую, династию.

Нововавилонское царство

 

В 626 году до нашей эры в Вавилонии вспыхнуло восстание против ассирийского владычества, во главе его стоял халдейский вождь Набопаласар. Вначале он смог установить свою власть лишь на севере Вавилонии, восстановив традиционный союз халдейских племен с Эламом; Набопаласар осадил Ниппур, но взять его не удалось. Вскоре Вавилон присоединился к Набопаласару и последний основал халдейскую, или нововавилонскую династию , но предстояла долгая десятилетняя война с ассирийцами, в результате которой вавилонянам удалось захватить Урук и Ниппур, а также столицу Ассирии Ашшур. После этого лишь отдельные части Ассирийской державы продолжали сопротивление, но и они вскоре были завоеваны . Таким образом, на всем Ближнем Востоке остались только три могущественных государства: Мидия, Вавилония и Египет. Весной 607 года до нашей эры Набопаласар передал командование армией своему сыну Навуходоносору, сосредоточив в своих руках управление внутренними делами государства, перед наследником престола стояла задача захвата Сирии и Палестины, но до этого необходимо было покорить город Каркемиш, где находился сильный египетский гарнизон.

Весной 605 года до нашей эры вавилонское войско напало на Каркемиш, и египетский гарнизон был уничтожен, после этого Сирия и Палестина подчинились вавилонянам, несколько позднее были покорены и финикийские города. Будучи в завоеванной Сирии, Навуходоносор получил известие о смерти отца, он спешно отправился в Вавилон, где был официально признан царем. В начале 598 года до нашей эры он совершил поход в Северную Аравию, стремясь установить там свой контроль над караванными путями. К этому времени царь Иудеи Иоаким, побуждаемый уговорами фараона Нехо, отпал от Вавилонии, Навуходоносор осадил Иерусалим, а царем Иудеи поставил Седекию. Новый египетский фараон Априй решил установить свою власть в Финикии и уговорил Седекию поднять восстание против вавилонян. Навуходоносор решительно оттеснил египетское войско к прежней границе и после 18-месячной осады захватил Иерусалим, теперь иудейское царство было ликвидировано и присоединено к Нововавилонской державе в качестве рядовой провинции. При Навуходоносоре II Вавилон превратился в процветающую страну, был построен новый царский дворец, сооружение семиэтажного зиккурата Этеменанки (Вавилонская башня), разбиты знаменитые висячие сады. Кроме того, вокруг Вавилона были воздвигнуты мощные фортификационные сооружения, чтобы обезопасить столицу от возможных вражеских нападений.

В 562 году до нашей эры Навуходоносор II умер, после этого вавилонская знать и жречество начали активно вмешиваться в проводимую его преемниками политику и уничтожать неугодных им царей. В течение следующих 12 лет на престоле сменились три царя. В 556 году до нашей эры трон достался Набониду, который был арамеем. Он стал проводить религиозную реформу, выдвигая на первое место культ бога Луны Сина в ущерб культу верховного бога Мардука, тем самым он стремился создать могущественную державу, объединив вокруг себя арамейские племена, среди которых культ Сина был очень популярен. Однако эта реформа привела его к конфликту со жречеством древних храмов в Вавилоне, Борсиппе, Уруке. В 533 году до нашей эры началась война между Мидией и Персией; воспользовавшись этим, Набонид захватил мидийский город Харран и область Тейма, тем самым установив контроль над караванными дорогами. Пока Набонид был занят внешней политикой на западе, у восточных границ Вавилона появился могущественный противник царь Кир II, который уже завоевал Мидию, Лидию и многие другие страны, имел огромную армию, и поскольку Набонид в ходе своей религиозной реформы потерял внутреннюю поддержку, Кир II с помощью недовольных Набонидом быстро установил в Вавилонии свое правление.

При Кире Вавилон, уже не будучи столицей, оставался процветающим экономическим и культурным центром. Народы, переселенные в Вавилон, Кир вернул на родину. Однако при преемниках Кира в городе вспыхивали восстания, после одного из которых Дарий в 521 до нашей эры повелел разрушить городские стены. Но город по-прежнему оставался важным центром державы Ахеменидов, экономическим центром Ближнего Востока, где совершались важнейшие финансовые операции и существовали на протяжении поколений настоящие банкирские дома. В 479 году до нашей эры после очередного восстания Ксеркс разрушил многие строения, в том числе и Этеменанки, приказал расплавить статую Мардука, а празднования нового года отменил.
Вероятно, он убил и выслал большинство жрецов, после чего Вавилон как религиозный всемесопотамский центр более не существовал, персидские цари перестали включать его в свою титулатуру, однако через город по-прежнему проходили торговые караваны и многие знаменитые постройки еще стояли. Побывавший здесь Геродот (между 470 и 460 годами до нашей эры) увидел многонаселенный город с красивыми зданиями, каменным мостом, хотя историк уже не упоминает о Воротах Иштар, Дороге процессий, Висячих садах. В 331 в город вступили войска Александра Македонского, встреченные так же восторженно, как некогда войска Кира. Александр признал культ Мардука и выбрал Вавилон столицей своей будущей мировой державы.

Нововавилонское царство

 

В 626 году до нашей эры в Вавилонии вспыхнуло восстание против ассирийского владычества, во главе его стоял халдейский вождь Набопаласар. Вначале он смог установить свою власть лишь на севере Вавилонии, восстановив традиционный союз халдейских племен с Эламом; Набопаласар осадил Ниппур, но взять его не удалось. Вскоре Вавилон присоединился к Набопаласару и последний основал халдейскую, или нововавилонскую династию , но предстояла долгая десятилетняя война с ассирийцами, в результате которой вавилонянам удалось захватить Урук и Ниппур, а также столицу Ассирии Ашшур. После этого лишь отдельные части Ассирийской державы продолжали сопротивление, но и они вскоре были завоеваны . Таким образом, на всем Ближнем Востоке остались только три могущественных государства: Мидия, Вавилония и Египет. Весной 607 года до нашей эры Набопаласар передал командование армией своему сыну Навуходоносору, сосредоточив в своих руках управление внутренними делами государства, перед наследником престола стояла задача захвата Сирии и Палестины, но до этого необходимо было покорить город Каркемиш, где находился сильный египетский гарнизон.

Весной 605 года до нашей эры вавилонское войско напало на Каркемиш, и египетский гарнизон был уничтожен, после этого Сирия и Палестина подчинились вавилонянам, несколько позднее были покорены и финикийские города. Будучи в завоеванной Сирии, Навуходоносор получил известие о смерти отца, он спешно отправился в Вавилон, где был официально признан царем. В начале 598 года до нашей эры он совершил поход в Северную Аравию, стремясь установить там свой контроль над караванными путями. К этому времени царь Иудеи Иоаким, побуждаемый уговорами фараона Нехо, отпал от Вавилонии, Навуходоносор осадил Иерусалим, а царем Иудеи поставил Седекию. Новый египетский фараон Априй решил установить свою власть в Финикии и уговорил Седекию поднять восстание против вавилонян. Навуходоносор решительно оттеснил египетское войско к прежней границе и после 18-месячной осады захватил Иерусалим, теперь иудейское царство было ликвидировано и присоединено к Нововавилонской державе в качестве рядовой провинции. При Навуходоносоре II Вавилон превратился в процветающую страну, был построен новый царский дворец, сооружение семиэтажного зиккурата Этеменанки (Вавилонская башня), разбиты знаменитые висячие сады. Кроме того, вокруг Вавилона были воздвигнуты мощные фортификационные сооружения, чтобы обезопасить столицу от возможных вражеских нападений.

В 562 году до нашей эры Навуходоносор II умер, после этого вавилонская знать и жречество начали активно вмешиваться в проводимую его преемниками политику и уничтожать неугодных им царей. В течение следующих 12 лет на престоле сменились три царя. В 556 году до нашей эры трон достался Набониду, который был арамеем. Он стал проводить религиозную реформу, выдвигая на первое место культ бога Луны Сина в ущерб культу верховного бога Мардука, тем самым он стремился создать могущественную державу, объединив вокруг себя арамейские племена, среди которых культ Сина был очень популярен. Однако эта реформа привела его к конфликту со жречеством древних храмов в Вавилоне, Борсиппе, Уруке. В 533 году до нашей эры началась война между Мидией и Персией; воспользовавшись этим, Набонид захватил мидийский город Харран и область Тейма, тем самым установив контроль над караванными дорогами. Пока Набонид был занят внешней политикой на западе, у восточных границ Вавилона появился могущественный противник царь Кир II, который уже завоевал Мидию, Лидию и многие другие страны, имел огромную армию, и поскольку Набонид в ходе своей религиозной реформы потерял внутреннюю поддержку, Кир II с помощью недовольных Набонидом быстро установил в Вавилонии свое правление.

При Кире Вавилон, уже не будучи столицей, оставался процветающим экономическим и культурным центром. Народы, переселенные в Вавилон, Кир вернул на родину. Однако при преемниках Кира в городе вспыхивали восстания, после одного из которых Дарий в 521 до нашей эры повелел разрушить городские стены. Но город по-прежнему оставался важным центром державы Ахеменидов, экономическим центром Ближнего Востока, где совершались важнейшие финансовые операции и существовали на протяжении поколений настоящие банкирские дома. В 479 году до нашей эры после очередного восстания Ксеркс разрушил многие строения, в том числе и Этеменанки, приказал расплавить статую Мардука, а празднования нового года отменил.
Вероятно, он убил и выслал большинство жрецов, после чего Вавилон как религиозный всемесопотамский центр более не существовал, персидские цари перестали включать его в свою титулатуру, однако через город по-прежнему проходили торговые караваны и многие знаменитые постройки еще стояли. Побывавший здесь Геродот (между 470 и 460 годами до нашей эры) увидел многонаселенный город с красивыми зданиями, каменным мостом, хотя историк уже не упоминает о Воротах Иштар, Дороге процессий, Висячих садах. В 331 в город вступили войска Александра Македонского, встреченные так же восторженно, как некогда войска Кира. Александр признал культ Мардука и выбрал Вавилон столицей своей будущей мировой державы.


Культура Месопотамии

 

Персидское завоевание и утрата Вавилонией независимости не означали конца месопотамской цивилизации. Для самих вавилонян приход персов поначалу казался очередной сменой правящей династии. Прежнего величия и славы Вавилона хватило местным жителям для того, чтобы не испытывать перед завоевателями чувства ущербности и неполноценности. Персы со своей стороны также относились к святыням и культуре народов Месопотамии с должным уважением. Вавилон сохранял положение одного из величайших городов мира. Александр Македонский, разбив персов при Гавгамелах, вступил в 331 году до нашей эры в Вавилон, где он короновался, принес жертвы Мардуку и отдал распоряжение восстановить древние храмы. По замыслу Александра Вавилон в Месопотамии и Александрия в Египте должны были стать столицами его империи. В городе развернулось активное строительство и реставрационные работы, однако смерть Александра прервала их. Диадох Селевк переселил большую часть жителей в основанную им недалеко от Вавилона на берегах Тигра столицу своего царства Селевкию. Вместе с тем и в Вавилоне он осуществил несколько построек: вероятно, еще при Александре был построен греческий театр к северо-востоку от храма Мардука.

Вавилонская культура попала под влияние эллинизма, клинопись использовалась мало, и написанная в этот период история Вавилонии Бероса создавалась по-гречески. Изрядно пострадавшая в ходе сорокалетней войны диадохов Вавилония осталась за Селевком, преемники которого владели ею до 126 года до нашей эры, когда страну захватили парфяне. С упадком Селевкидов в Вавилоне воцарились парфяне, и город не раз становился местом столкновения Парфянского царства и Рима. В 115 он был завоеван Траяном, в 199 — Септимием Севером. Находясь на окраине Парфянского царства, Вавилон постоянно приходил в упадок, торговые пути уже огибали его. Жилища этого времени примитивны, собраны из обломков старых зданий, население города сильно уменьшилось, коренное население в этот период почти вымерло. В 227 после гибели Парфянского царства Вавилон отходит к Сасанидам, продолжая неуклонно вымирать. После арабского завоевания 624 остается небольшая деревушка, хотя арабское население и хранит память о великом городе, спрятанном под холмами. Таким образом, древнемесопотамская культура просуществовала еще полтысячелетия после краха собственной государственности.

Приход эллинов в Междуречье явился поворотным моментом в истории месопотамской цивилизации. Если с персами вавилоняне могли чувствовать себя на равных, то эллинам они уступали практически во всем. К моменту прихода эллинов арамеи, персы и арабы составляли большой процент населения Месопотамии, в живом общении арамейский язык начал вытеснять вавилонский и ассирийский. При Селевкидах старая месопотамская культура сохранялась в державшихся старины общинах, объединявшихся вокруг наиболее крупных и почитаемых храмов. Подлинными ее носителями были писцы и жрецы. Однако что значила эта ученость для эллинов, которые уже были знакомы с творениями Платона и Аристотеля, традиционные представления и ценности оказались устаревшими и не могли удовлетворить запросов критического и динамического сознания эллинов и эллинизированных жителей месопотамских городов. Сложная клинопись не могла конкурировать ни с арамейским, ни с греческим письмом.

Месопотамская литература, доступная только знатокам клинописи, осталась незамеченной, искусство не импонировало греческому вкусу, местные культы также не были признаны. В то же время греческая культура не могла не прельщать многих неконсервативно настроенных вавилонян. Помимо всего прочего, причастность к культуре завоевателей открыла путь к социальному успеху. Как и в других странах эллинистического Востока, в Месопотамии эллинизация происходила сознательно и затрагивала в первую очередь верхи местного общества, а затем уже низы. Для вавилонской культуры это означало потерю немалого числа активных и способных людей, перешедших в эллинство. Однако импульс, данный греками, с течением времени ослабевал, тогда как процесс варваризации пришлых эллинов шел по нарастающей, он начался с социальных низов переселенцев, и вскоре греки растворились в массе местного населения.

В пору своего расцвета город Вавилон был виден издалека по башне Мардука. На Вавилонской равнине Евфрат превращался в широкую реку, делящую город на две неравные части. Навуходоносор окружил Вавилон двумя рядами мощных крепостных стен с каналами между ними. Широкий мост через Евфрат связывал две части города. Дворец Навуходоносора находился в западной части города, рядом располагалась башня Мардука — зиккурат Этеменанки (90-метровая Вавилонская башня). У северных ворот вблизи стен находилась резиденция царя на кирпичном 18-метровом основании, окруженная садами.

Дорога процессий, предназначенная для новогодних церемоний, вымощенная цветным кирпичом и окруженная роскошными строениями вела к воротам Иштар, единственным из восьми городских ворот, покрытыми драгоценными глазурованными кирпичами с рельефами. Сам Навуходоносор называл дорогу «Аибур-шабу» — «Врагу не добиться победы». Дорога процессий кончалась у храма Мардука — Эсагила, окруженного высокой стеной и открывавшегося лишь для служб в определенные дни года. У храма находился центр города, сюда по воде и суше в дни новогодних торжеств прибывали люди со всей Месопотамии. Планировка Вавилона отличалась прямыми длинными улицами. Широкие улицы связывали восемь городских ворот с центром Старого города. Кварталы имели свое название, многие улицы и кварталы населялись по профессиональному признаку. Всего в Старом городе было свыше пятидесяти храмов. Возле храма Мардука располагалась главная базарная площадь. Город на восточном берегу был окружен, кроме общегородских, своими стенами. Со Старым городом его связывал первый в мире каменный мост длиной 123 метра.

Большинство зданий и храмов строилось из необожженного кирпича и требовало частого ремонта и подновления. При ремонте храмов разыскивались закладные надписи, делавшиеся обычно в виде глиняных цилиндров, и о находке такой надписи сообщалось в новой. Большинство городских жилых зданий было построено по одинаковому плану, на улицу они выходил глухой стеной без окон, а внутри имели садики. Здесь существовал водопровод и канализация. Основу городского населения составляли ремесленники и торговцы. Широко была распространена грамотность.

Пиктографическая письменность

 

Месопотамская цивилизация – одна из древнейших, если не самая древняя в мире. Именно в Шумере в конце IV тысячелетия до нашей эры человеческое общество вышло из стадии первобытности и вступило в эпоху древности, что означает сложение культуры принципиально нового типа и рождение нового типа сознания, все это тесным образом связано с урбанизацией, сложной социальной дифференциацией, становлением государственности и гражданского общества. Для догородской бесписьменной культуры характерна симпрактичность информационных процессов, иными словами, основные виды деятельности не требовали каких-либо самостоятельных коммуникативных каналов. Мышление человека первобытной культуры можно определить как комплексное с преобладанием предметной логики, уровень развития его личности можно назвать дорефлексивным. С рождением цивилизации симпрактичность преодолевается и возникает теоретическая текстовая деятельность, связанная с новыми видами общественной практики (управление, учет, планирование и т.п.). Эти виды деятельности создают условия для возникновения категориального мышления и понятийной логики. К этой новой культуре была причастна лишь часть древнего общества, в Месопотамии – новый тип людей, носителей такой культуры (фигуры шумерских чиновника-бюрократа и ученого-писца). На протяжении всего периода древности первобытная культура сохранялась и сосуществовала бок о бок с древней. Немаловажную роль в становлении и закреплении новой культуры древнего общества сыграла письменность, с появлением которой стали возможны новые формы хранения-передачи информации.

Месопотамская письменность в своей древнейшей, пиктографической форме появляется на рубеже IV – III тысячелетий до нашей эры. По-видимому, она сложилась на основе системы учетных фишек, которую вытеснила и заменила. В VI – IV тысячелетиях до нашей эры обитатели ближневосточных поселений от Западной Сирии до Центрального Ирана использовали для учета различных продуктов и товаров трехмерные символы – маленькие глиняные шарики, конусы и т.д. В IV тысячелетии до нашей эры наборы таких фишек, регистрировавшие какие-то акты передачи тех или иных продуктов, начали заключать в глиняные оболочки размером с кулак, на внешней стороне иногда ставили оттиск всех фишек, которые заключены внутри, необходимость в самих фишках таким образом отпала – достаточно было одних оттисков. Позже оттиски были заменены процарапанными палочкой знаками-рисунками. Такая теория происхождения древнемесопотамского письма объясняет выбор глины в качестве писчего материала и специфическую линзообразную форму древнейших табличек.

Полагают, что в ранней пиктографической письменности было свыше полутора тысяч знаков-рисунков. Каждый знак означал одно или несколько слов. Совершенствование системы письма шло по линии унификации значков, сокращения их числа, в результате появились клинописные оттиски. Одновременно происходит фонетизация письма, то есть значки стали употреблять не только в первоначальном, словесном значении, но и в отрыве от него. Самые древние письменные сообщения представляли собой своеобразные ребусы, развитая же клинописная система, способная передавать все оттенки речи, выработалась лишь к середине III тысячелетия до нашей эры. Престиж месопотамской культуры и письменности был столь велик, что во второй половине II тысячелетия до нашей эры, несмотря на упадок политического могущества Вавилона и Ассирии, аккадский язык и клинопись становятся средством международного общения на всем Ближнем Востоке. При школах-академиях (эдубба) создавались библиотеки по многим отраслям знания, существовали и частные собрания глиняных книг. Крупные храмы и дворцы также нередко имели кроме хозяйственно-административных архивов большие библиотеки, самая известная из них – библиотека ассирийского царя Ашшурбанапала. Большая часть того, что мы знаем о культуре шумеров, вавилонян и ассирийцев, была получена при изучении этих 25 тысяч табличек и фрагментов, извлеченных из этой библиотеки. Собственно, клинопись является видом письменности, знаки которой состоят из групп клинообразных черточек, наносимых на сырую глину. Такая пиктографическая письменность возникла около 3000 года до нашей эры в Шумере и позже была приспособлена для аккадского, эламского, хеттского, урартского и других языков. По происхождению клинопись — идеографически-ребусное, позже — словесно-слоговое письмо.

Древнемесопотамская словесность включает как памятники фольклорного происхождения, так и произведения авторские. Самым выдающимся памятником является аккадский эпос о Гильгамеше, который повествует о поисках бессмертия, о смысле человеческой жизни. Огромный интерес представляют старовавилонская Поэма об Атрахасисе, повествующая о сотворении человека и Всемирном потопе, и культовый космогонический эпос Энума элиш (Когда вверху). Дошла из Месопотамии и поэма-сказка о проделках хитреца, поэма о страданиях невиновного. Мы до сих пор пользуемся позиционной системой цифр и шестидесятеричным счетом шумеров, деля круг на 360 градусов, час на 60 минут, а минуту на 60 секунд; успехами вавилонской астрологии: система определения лунных фаз (Набуриан), продолжительность солнечного года (Киден). Родившаяся, по-видимому, на рубеже III–II тысячелетий до нашей эры идея единой истинной царственной власти, переходящей со временем из одного города-государства в другой, пережила тысячелетия. Войдя в Библию (Книга Давида) как идея смены царств, она стала достоянием раннехристианской историософии и послужила одним из источников возникновения на Руси в начале XVI века теории Москва – третий Рим. Характерно, что инсигнии византийских императоров и русских царей происходят из Вавилона.

материалы сайта - http://godsbay.ru/civilizations/index.html

 

© kosmovidenie.ru. Все права защищены.   Представиться системе