Индийская цивилизация

Древнейшая цивилизация — Хараппская или Индская (долина реки Инд; вторая половина III-го тысячелетия до нашей эры — первая половина II-го тысячелетия до нашей эры) — создана народом дравидийской семьи, возможно, предками тамилов. Это одна из первых земледельческих цивилизаций Земли, наряду с Древним Египтом и Месопотамией. Хараппская цивилизация была знакома с выплавкой бронзы и драгоценных металлов, но не знала железа. Железо умели выделывать племена ариев, пришедшие с севера приблизительно в середине II-го тысячелетия. Основным источником периода 1500-800 годов до нашей эры являются Веды. В это время возникла и сложилась кастовая система, которая закрепила господствующее положение потомков ариев.

О государствах ариев сегодня известно недостаточно, их датировка также проблематична. Магадха в долине Ганга, по-видимому, древнейшее из них (VII век до нашей эры). Цари Магадхи приняли буддизм и поддержали его распространение. В IV столетии до нашей эры Магадха вошла в состав империи Маурьев, основатель которой (Чандрагупта) встречался с Александром Македонским. Александр присоединил к своей огромной империи долину Инда, но ненадолго. После правления великого Ашоки (III век до нашей эры), который объединил почти весь Индостан, империя Маурьев пришла в упадок. В IV-VI столетии нашей эры почти всю Северную Индию объединяло государство Гуптов. С распространением ислама возникли мусульманские государства, крупнейшее — Делийский султанат (начало XIII века — середина XVI века). Султанат пал под натиском завоевателя Бабура, основателя династии Великих Моголов. В период своего расцвета (XVII столетие) государство Великих Моголов охватывало почти всю территорию Индии.

С XVI века в Индию начали проникать сначала католические миссионеры (первая христианская община была основана по преданию апостолом Фомой), а затем и колонизаторы. Португальцы основали колонию в Гоа. В XVIII столетии империя Великих Моголов распалась на отдельные княжества. Английская торговая Ост-Индская компания с XVII века создавала на побережье сеть своих факторий-крепостей (из них впоследствии выросли города Калькутта, Бомбей, Мадрас и др.). Агенты компании, проводя политику «разделяй и властвуй», подкупом и силой подчиняли себе индийские княжества. Основным соперником Англии была Франция. В результате англо-майсурских, англо-маратхских и англо-сикхских войн Ост-индская компания к концу XVIII века завоевала всю Индию, со второй половины XVIII века уделяя особое внимание уже не торговле, а управлению территориями, сбору земельного налога, реформе аграрных отношений. Индия стала не только источником сырья, но и огромным рынком сбыта для Британии, где началась эпоха промышленного переворота.
В результате действий Ост-индской компании в Индии подрывалась вся сложившаяся система местных ремесел, усиливалась нищета. В 1783-1784 годах деятельность компании была поставлена под правительственный контроль. На протяжении XIX столетия права компании не раз урезались, а со времени подавления восстания сипаев компания была распущена. Индия стала колонией Англии.

Историческая справка. Арии (арийцы) — название народов, принадлежащих к индоевропейской (прежде всего индоиранской) языковой общности. В древнейших памятниках индоиранских народов ариями называли полноправных людей, в отличие от соседних или покоренных народов. От слова происходит ряд географических и этнических названий, в том числе Иран. В ряде случаев «арии» стали племенным самоназванием (мидийское племя аризантов, сарматское племя ариев).

Веды, или ведическую литературу, составляют несколько разрядов памятников, хронологически следующих один за другим: собственно Веды, или санхиты, четыре сборника гимнов, песнопений и жертвенных формул (Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа), брахманы — теологические трактаты, объясняющие жреческий ритуал; араньяки и упанишады — философские сочинения в стихах и прозе, среди которых выделяются по своему значению и литературным достоинствам 12-14 ранних упанишад. Будучи священными текстами брахманизма, Веды почитались как божественное откровение — шрути («услышанное») и в своей религиозной функции передавались устно, по памяти.

Хараппская цивилизация, археологическая культура бронзового века (середина III-го — первая половина II-го тысячелетия до нашей эры) в Индии и Пакистане. Название по находкам в Хараппе. Руины городов, крепостей, морских портов и др. Хозяйство: эемледелие, скотоводство, ремесла.

 Мохенджо-Даро и Хараппа

Индия с очень раннего времени находилась в тесных историко-культурных контактах со многими странами Востока и античным миром. И по праву одной из самых ярких страниц ее истории считается хараппская цивилизация, которая в настоящее время предстает перед нами как высокоразвитая, возникшая на местной основе, ее города Мохенджо-Даро и Хараппа насчитывали до 100 тысяч человек в каждом. В эту эпоху города были центрами торговли, ремесла, в них находились административные власти, но большинство населения – земледельцы и скотоводы – продолжало жить в сельской местности. О высоком уровне развития хараппской культуры свидетельствует строгая планировка при строительстве городов, монументальная архитектура, наличие письменности, система мер и весов, произведения искусства.

Почти все крупные города состояли из двух частей: цитадели, которая возвышалась над городом, и нижнего города. В цитадели, по-видимому, находились городские власти, в нижнем – население, общение между двумя частями было ограничено, существовали специальные ворота, которые не пускали простых жителей в цитадель. Основным занятием населения было земледелие, жители культивировали пшеницу, ячмень, горох, занимались скотоводством. В речных долинах широко использовали ирригацию, собирали по два урожая в год, используя удобрения, были приручены домашние животные. Хараппские города были крупными центрами торговли как внутренней, так и внешней, особенно активной была торговля с Месопотамией. Одна из самых сложных загадок хараппской цивилизации – язык и письменность, к настоящему времени найдено свыше I тысячи печатей с надписями, которые наносились как на керамику, так и на металлические изделия. Древнейший письменный памятник индоариев, которые пришли в Индию в период ее упадка, следует датировать XI – X веками до нашей эры, текст позволяет проследить продвижение индоарийских племен на восток и освоение ими областей Гангской долины, они жили в небольших укрепленных поселениях, на базе которых в долине Ганга постепенно возникают города.

Ярким показателем развития имущественного и общественного неравенства явилось появление рабства. Рабами (даса) вначале становились военнопленные, но затем в рабскую зависимость стали попадать члены той же общины, хотя рабство было еще тогда неразвитым, патриархальным – ведийское общество находилось на уровне родоплеменной организации. В ведийских сочинениях и эпосе упоминается большое число древних династий и названий древнейших государств в долине Ганга, постепенно из большого числа государств первостепенное значение приобрела Магадха, которая занимала очень выгодное географическое, стратегическое и торговое положение. Древнейшей столицей ее являлась Раджагриха, затем Паталипутра при династии Нандов, которая подготовила условия для организации крупной империи Маурьев.

Историческая справка. Веды являются крупнейшим памятником индоевропейской письменности, а также практически единственным источником по культурной и социально-экономической истории древнейшей Индии. В Ведах запечатлено несколько периодов развития древнеиндийской культуры и мысли — от примитивного полукочевого быта раннего периода Хараппской цивилизации до развитого городского уровня Мохенджо-Даро, от культа предков, племенных божеств и явлений природы до сложной символики ритуала и глубоко философских спекуляций о сущности и начале бытия, от знахарского заклинания и заплачки над умершими до высокохудожественной символики природы и драматических диалогов. С историко-литературной точки зрения Веды важны, с одной стороны, как памятник древнейших стихотворных и прозаических форм индийской литературы, с другой — как один из древнейших памятников литературы вообще, как ценный исторический материал.

Империя Маурьев

Маурья, это династия царей Магадхи в IV-II веках до нашей эры. Создание Маурийской империи явилось важнейшим историческим событием в жизни страны. Впервые столь значительная территория (фактически весь Индостан, за исключением крайнего юга) вошла в состав объединенного государства. У античных авторов имеются сведения о борьбе царя Чандрагупты из рода Маурьев с греко-македонскими гарнизонами и наместниками, которые были посажены в Индии Александром Македонским. Примерно в 314 году до нашей эры. Чандрагупта стал полноправным правителем, основателем новой династии – Маурьев, но политическая обстановка продолжала оставаться крайне напряженной, особенно сложными были взаимоотношения с Селевкидами, которые создали свое государство как бы на развалинах империи Александра. После войны, победу в которой фактически одержал Чандрагупта, был заключен мир и ко двору маурийского царя Селевк направил своего посла Мегасфена.

Время шло, менялись цари и послы, пока наследником династии Маурьев не стал Ашока, сама империя к тому времени включала не только области Западной, Центральной, Восточной и Южной Индии, территории Пакистана и некоторые районы Афганистана. Ашока был известен своим пристрастием к буддизму, очень много путешествовал по местам паломничества Будды. После смерти Ашоки империя была поделена на западную и восточную части, наследники императора не сумели сохранить былое могущество страны, и в 180 году до нашей эры власть в Паталипутре перешла к представителю новой династии – Шунгов.

Историческая справка. Ашока (санскр. — непечальный, радостный), правитель Магадхи в 268-232 до нашей эры, индийский император из династии Маурьев. Известен как царь — покровитель буддизма (чакравартин), к которому он обратился после кровавых войн; первый царь, постригшийся в монахи. Государство Ашоки охватывало территорию почти всей Индии и части современного Афганистана. Указы Ашоки («Надписи Ашоки») — важный исторический источник эпохи Маурьев. Его деяния описаны в книге «Легенды об Ашоке» (Ашока-авадана). Огромное значение имеют сохранившиеся в камне многочисленные указы императора — самые ранние памятники индийской эпиграфики. В одном из указов названо семь текстов, которые совпадают с фрагментами древнейших частей палийского канона. В первом указе запрещалось убивать или приносить в жертву животных, устраивать пиры чревоугодия. Во втором — повелевается строить лечебницы для людей и животных, рыть для тех и других колодцы, сажать целебные травы и деревья. В тринадцатом — царь сожалеет о своих былых заблуждениях, приведших к войнам, убийствам, жестокости. В двенадцатом провозглашается веротерпимость: «Всякая чужая вера должна быть уважаема.., и тот, кто чтит свою веру и порицает чужую из преданности своей вере.., тот сильно вредит своей вере. И потому только согласие и полезно, так чтобы люди слышали один закон другого и чтобы они любили слушать его».

Кушанская и Гуптская империи

После падения Маурийской империи на северо-западе Индостана образовалось несколько небольших индо-греческих государств, политическая история которых восстановлена пока лишь в самых общих контурах. Индо-греческим царям пришлось столкнуться с племенами саков, которые в I веке до нашей эры проникли в Индию из Средней Азии. Вначале успех сопутствовал индо-грекам, затем сакам – в Северо-Западной Индии были созданы индо-сакские государства. Позднее политическая карта региона стала еще более пестрой: возвышаются индо-парфянские династии, которые старались захватить территории индо-греческих и индо-сакских правителей. Индо-парфяне особенно усилились при царе Гонфораре, но вскоре им пришлось уступить власть новой могущественной династии – кушанской. Первоначально кушаны занимали области Бактрии в Средней Азии. Постепенно кушанские цари значительно расширили территорию своего государства, при царе Куджуле Кадфизе они подчинили Арахосию, часть Парфии. Сын Куджулы Вима Кадфиз распространил власть Кушан уже до низовий Инда. Процесс индианизации кушан получил отражение на монетах Вимы Кадфиза: на них изображался бог Шива, царь иногда величался Махешварой – одним из имен этого бога. При Виме была проведена важная денежная реформа: началась чеканка новой золотой монеты, номинал которой равнялся римскому аурею, был также установлен строгий номинал медных монет, что имело большое значение для централизации государства.

Самым известным кушанским правителем был Канишка I, с именем которого связан расцвет экономики и культуры, утверждение и распространение северного буддизма – махаяны. При Канишке Кушанская держава превратилась в одну из сильнейших держав мира, конкурируя с Китаем, Римом и Парфией. Среди преемников Канишки наиболее известными были Хувишка и Васудева, они вели борьбу с Ираном, а внутри страны – с местными династиями. К середине III века нашей эры западные области Кушанской державы вошли в состав Ирана, самой же династии принадлежали теперь лишь области Гандхары, затем почти все индийские владения Кушан стали частью Гуптской империи. Укрепление Гуптского государства началось в период правления Чандрагупты I, который носил пышный титул правителя великих царей, его правление датируется 320 годом нашей эры. Еще большего могущества империя достигла в правление Самудрагупты, которому удалось захватить многие области долины Ганга, северо-западные районы Индии выплачивали дань. Империя при Самундрагупте стала одной из крупнейших на древнем Востоке. Затем трон перешел к его сыну Чандрагупте II – одной из самых популярных фигур в индийской традиции, где он известен под именем Викрамадитьи (Солнце Могущества).

Историческая справка. Гупты, династия правителей в государстве Гуптов. Крупнейшие представители: Чандрагупта I, Самудрагупта (IV столетие), Чандрагупта II (IV-IV века).

Государство Гуптов, древнеиндийская империя, основана Чандрагуптой I (династия Гуптов), видимо, в 320 (с этого года в Индии считается так называемая эра Гуптов). Столица — Паталипутра. В период наибольшего могущества (правление Чандрагупты II) включала почти всю Северную Индию и ряд других территорий. В конце V столетия начался распад государства Гуптов (завершился в VI веке).

Чандрагупта I (? — около 335), индийский царь, основатель династии Гуптов. После своего отца Гхатоткачагупты наследовал незначительное царство, в состав которого, по–видимому, входила Паталипутра и прилегающие к ней районы Магадхи. Женитьба Чандрагупты на принцессе из древнейшего рода Личчхавов Кумарадеви укрепила власть царя и расширила территорию его владений; возможно, произошло объединение двух государств в одно.
Чандрагупта завоевывает область Кошалы, его государство на севере приближается к границам Непала, а на западе доходит до Праяги (ныне Аллахабад). Он первый из Гуптов носил титул махараджадхираджи («царя великих царей»). Выпущенные им золотые монеты на одной стороне имеют изображение самого Чандрагупты и его жены Кумарадеви, а на другой — богини, сидящей на льве, и надпись «Личчхавы». С 320, когда, по всей видимости, состоялась коронация Чандрагупты, началась новая система летосчисления («эра Гупт»), распространенная в Индии в течение нескольких веков. Еще при жизни Чандрагупта назначил преемником своего сына Самудрагупту. О смерти Чандрагупты ничего не известно. Предположительно, передав престол сыну, он провел остаток своих дней в отшельничестве.

Культура древних индийцев

Достижения древних индийцев в самых разных областях знаний вошли в золотой фонд мировой цивилизации. Несомненно, определяющую роль в жизни индийцев играла религия. Главным религиозным течением был индуизм, которому в настоящее время следует более 80 процентов населения Индии. О мифологических и религиозных представлениях того времени можно судить по ведам, содержащим ведийские гимны (священные тексты), совокупность этих верований принято называть ведизмом. Ведизм не был общеиндийской религией, его придерживалась лишь группа индоарийских племен, заселявшая Восточный Пенджаб и Уттар-Прадеш, она же является создателем Ригведы и других ведийских сборников. Одной из характерных черт ведийской религии является политеизм – поклонение многим богам, которых обычно наделяют свойствами человека. Главным богом считался Индра – бог грозы, могущественный воитель. Варуна – хранитель мирового порядка и справедливости. Агни – бог огня и защитник домашнего очага. Индиец эпохи вед обожествлял силы природы, одушевлял растения, горы и реки. Позднее на основе этого оформилось учение о переселении душ. Чтобы завоевать расположение богов, индийцы приносили им жертвы, молили о помощи, потомстве и богатстве. Ведийские сочинения рисуют богатый духовный мир индийцев, уже тогда создававших сложные космогонические представления. Уже тогда человек пытался в мифологизированной форме объяснить причины возникновения мира и всего живого на земле.

Вот основные мысли ведийских гимнов:

Нет ничего вечного, даже боги не вечны.
Творцом мира было некое абстрактное божество, основа бытия – безлична.
Все сущее возникло из великана Пуруши.

Конечно же, многие идеи ведизма вошли в следующую религию – индуизм. Но надо иметь в виду, что индуизм – развитая религия нового этапа в жизни древнеиндийского общества. В индуизме на первый план выдвигается бог-творец, устанавливается строгая иерархия в пантеоне. Особую роль стали играть культы богов Брахмы, Вишну и Шивы. Так складывается триада (тримурти) этих главных божеств, воспринимаемая как проявление единого высшего божества. Брахма считался создателем и управителем мира, ему принадлежало и установление на земле социальных законов (дхарма), деление на варны. Постепенно в тримурти особую роль стали играть Вишну – бог-охранитель и Шива – бог-разрушитель, что привело к появлению двух основных направлений в индуизме – вишнуизма и шиваизма. Это разделение было закреплено в текстах пуран – главных памятников индуистской мысли, которые сложились в первые века нашей эры. Наряду с индоарийскими верованиями оба направления индуизма вобрали в себя и верования неарийского, прежде всего дравидийского, населения.

Включение в индуистскую религиозную систему различных культов, их соотнесение с образом Вишну осуществлялось благодаря концепции аватар – учении о том, что бог нисходит в мир, перевоплощаясь каждый раз в новый образ. Культ бога Шивы, который олицетворяет собой плодородие, аскетизм, он является покровителем скотины, а также в образе танцора-шамана, несет не только разрушение, но и обобщение различных местных верований. Религиозные концепции индуизма оказывали большое влияние на различные стороны жизни древнеиндийского общества, в том числе и на социальную сферу. Система варн считалась священной, и от верующих требовалось строгое выполнение уже предопределенного долга и социальных обязанностей.

Религиозно-философское сочинение Бхагавадгита, представляющее собой часть эпической поэмы Махабхарата, написано в форме диалога воина Арджуны с Кришной – земным воплощением верховного бога. В диалоге затронуты темы судьбы человека, высокой морали, мирского и божественного. В центре поэмы описание путей, которые приведут верующего к религиозному освобождению, главным считается любовь к богу (бхакти). Это подтверждает тот факт, что индуизм, как и всякая другая религия, содержал в своей основе идею о спасении – религиозном освобождении – нирване, достигнуть коей могут лишь монахи, но стремиться к ней должен каждый. Мирская жизнь воспринимается в буддизме как страдание, которое вызвано человеческими желаниями, поэтому следует отказаться от них и следовать так называемому восьмеричному пути, то есть праведным взглядам, поведению, речи, образу мыслей, памяти и самоуглублению – что ведет к погашению всяких реакций на мир, уничтожая сознание собственного Я.

Социальные отношения древних индийцев

На социальном уровне буддизм нередко выступал против кастовости, что привлекало к нему торговые слои, разбогатевших вайшьев, которым брахманизм отводил весьма скромное место. К периоду Маурьев в буддизме оформились два основных направления – стхавиравадины (последователи учения старейших) и махасангхики (сторонники большой общины). Последнее направление явилось основой учения махаяны (широкий путь), которое отличалось от хинаяны (узкий путь). В первом почиталось существо бодхисатва, которое обладало способностью становиться Буддой и ощущать нирвану, но отказывалось от этого в пользу других людей. Махаяна обещала религиозное освобождение всем желающим в отличие от хинаяны, которая говорила о том, что нирваны могут достичь лишь монахи. В хинаяне Будда считался реальным лицом, которое указывает пути освобождения.

Поскольку достижение нирваны происходит с помощью божеств, то верующие старались добиться их благосклонности, делали богатые подношения буддийским монастырям, которые вскоре превратились в крупных собственников. Перейдя границы Индии, буддизм внес в другие страны и многогранное богатство культуры Индии.

Этнографическая справка. Крупнейшие народы Индии: хиндустанцы, телугу, маратхи, бенгальцы, тамилы, гуджаратцы, каннара, панджабцы и др. В настоящее время индуисты составляют 80% населения, мусульмане 14%, христиане 2,4%, сикхи 2%, буддисты 0,7%. Мусульманское население сконцентрировано в штатах Джамму и Кашмир, Западной Бенгалии, западной части Уттар-Прадеш. Остальные религиозные общины: христиане (в большинстве католики) сосредоточены на Северо-Востоке страны, в Бомбее и на Юге; сикхи — в Пенджабе и смежных районах, буддисты — в Джамму и Кашмир, районах Гималаев.

Общегосударственными языками в Индии являются хинди и английский, в штатах есть официальные национальные языки. Из 18 языков, признанных государственными, 13 — относятся к индоарийской, 4 — к дравидийской языковым группам и 1 — к тибетской. Наиболее широко распространен язык хинди: на нем говорит более 300 млн человек. Хинди признан официальным языком в северных штатах Индии. Остальные индоарийские языки: бенгали, гуджарати, ассами, кашмири, конкани, маратхи, непали, орийя, пенджаби. Язык урду — основной язык индийских мусульман на Севере и Юге Индии. В пограничных с Пакистаном районах штата Гуджарат распространен язык синдхи (здесь проживают эмигранты, бежавшие из пакистанской провинции Пенджаб после раздела страны в 1947). Четвертая часть населения Индии говорит на дравидийских языках. Языки этой группы распространены преимущественно в южной Индии, частично в центральной части страны, в восточном Бихаре. Четыре дравидских языка признаны официальными: каннада, малайялам, тамильский и телуджу. Манипури и другие тибетские языки распространены в северо-восточной Индии.

Философия и литература Индии

В Древней Индии очень высокого развития достигла философия. Наиболее известной школой древнеиндийских материалистов была локаята. Локаятики выступали против основных положений других философских школ, в том числе против идеи религиозного освобождения и всесилия богов. Основным источником познания они считали чувственное восприятие. Большим достижением древнеиндийской философии было атомистическое учение школы вайшешика, находящее определенные аналогии с учением Демокрита. Патанджали – основатель школы йоги – специальное внимание уделял разработке вопросов человеческой психологии.

Древнеиндийская литература по праву занимает одно из самых почетных мест в истории всемирной литературы. Многообразная по жанрам и языково-культурным традициям, она поражает глубиной и оригинальностью содержания. Древняя Индия подарила миру великого писателя Калидаса, его творчество явилось одним из важнейших этапов в культурном развитии страны. Когда в конце XVIII – начале XIX века появились первые переводы его сочинений на западноевропейские языки, к Калидасе обратились крупнейшие писатели и поэты Западной Европы. Рано познакомились с творчеством Калидасы и в России.

Историю древнеиндийской литературы принято подразделять на несколько этапов – ведийский, эпический, период классической санскритской художественной литературы. Для первых двух этапов характерно преобладание устной традиции передачи текста – черта, прослеживаемая и в последующие периоды развития художественной литературы Древней Индии. Подлинными энциклопедиями индийской жизни являются две великие эпические поэмы – Махабхарата и Рамаяна. Основная канва Махабхараты – повествование о соперничестве двух царских родов – Кауравов и Пандавов, о 18-дневной битве на поле Куру. Авторство поэмы традиция приписывает мудрецу Вьясе. В основе повествования Рамаяны – рассказ о походе на остров Ланка царя Рамы для спасения своей возлюбленной Ситы, похищенной царем демонов Раваной. Рама и Сита стали любимыми героями миллионов индийцев, их преданность друг другу, победа добра над злом и сегодня остаются в Индии символом благородства и высоких нравственных идеалов. Многие сюжеты эпоса составили канву художественных сочинений последующих эпох, они популярны в современной Индии. Эпоха Гуптов была временем развития древнеиндийского театра, и это нашло свое отражение в специальных трактатах по драматургии. В одном из них, Натья-шастре, подробно излагаются задачи театра, различные виды представлений и т.д.

Большую популярность среди санскритских сочинений приобрела Панчатантра – сборник рассказов и притч, в значительной степени основанных на фольклорном материале. Буддийская литература (поэма Буддхачарита – жизнеописание Будды) свидетельствует о появлении в Индии нового жанра – искусственного эпоса, где очень сильно чувствуется влияние народной поэзии. Высокого уровня достигла теория литературного творчества, в том числе поэзии. Подробно разрабатывались правила стихосложения, составлялись специальные тексты по метрике, трактаты по поэтике.

Справка. Санскрит (от санскр. самскрта, букв. — обработанный), литературно обработанная разновидность древнеиндийского языка индоевропейской языковой семьи. Известны памятники I века до нашей эры. Отличается строго нормализованной грамматикой. На санскрите написаны произведения художественной, религиозной, философской, юридической и научной литературы, оказавшие влияние на культуру Юго-Восточной, Центральной Азии и Европы. В Индии санскрит используется как язык гуманитарных наук и культа, в узком кругу — как разговорный язык. Санскрит применяет разные типы письменности, восходящие к брахми.

Архитектура и искусство Древней Индии

Первые памятники архитектуры и изобразительного искусства древней Индии относятся к эпохе хараппской цивилизации. В эпоху древности большинство сооружений возводились из дерева, и поэтому до наших дней они не сохранились. В первые века нашей эры в строительстве начинают применять камень, религиозная архитектура этого времени представлена пещерными комплексами, храмами и ступами – каменными сооружениями, в которых согласно традиции хранились реликвии Будды. Из пещерных комплексов самыми впечатляющими являются комплекс в Карли (около Бомбея) и в Эллоре. Первый имеет 14 метров в высоту и ширину, 38 метров в длину. В центральном зале монолитные колонны, множество скульптур и ступа для поклонений. К V веку нашей эры относится наземный индуистский храм в Санчи, известный своей ступой, окруженной воротами и оградой. В Индии до настоящего времени сохранились десятки древних храмов и святилищ. Так, например, в Ченнаи расположено множество индуистских храмов: храм Шивы, храм Партхасаратхи (VIII век) и др. Близ Ченнаи на берегу Бенгальского залива находится храмовый комплекс Махабалипурам (Мамаллапурам, VII век). Кстати считается, что в католическом кафедральном соборе Ченнаи (1504), захоронены останки самого апостола Фомы, проповедовавшего христианство среди жителей Индии.

В Древней Индии существовали несколько школ скульптуры, из которых наиболее крупными были гандхарская, матхурская, школа Амаравати. Наиболее известным памятником живописи являются стенные и потолочные росписи в 29 пещерах Аджанты, разнообразные сюжеты передают сцены из жизни Будды, раскрывают мифологические темы, сцены из повседневной жизни и дворцовую тематику. Поражает прекрасная сохранность живописи, несмотря на многовековой возраст росписей, влажный климат и локализацию – открытые пещеры, что говорит о том, что древние индийцы прекрасно владели искусством укрепления грунта, который состоял из двух слоев, связанных пчелиным воском, патокой, камнем, после высыхания внешнего грунта стену лощили и поливали известковым молоком. Приступая к нанесению рисунка, мастера вначале делали контур, который раскрашивался. Цвет играл в картине очень важную роль, например, боги изображались только белыми красками, а злые персонажи изображались любым другим цветом.

Выдающимся достижением древнеиндийской науки было создание десятичной системы исчисления и использование нуля, применение которого связано с появлением нового мировоззренческого понятия «пустота». Древнеиндийская система обозначения чисел определила современную систему нумерации и легла в основу современной арифметики. Благодаря разработке учения об абстрактном числе и выработке цифровой системы высокого уровня развития достигла алгебра. Некоторые математические термины, которыми пользуются и современные ученые, имеют индийское происхождение, например, цифра, синус, корень. Трактаты по астрономии свидетельствуют о высоком уровне астрономических знаний, например, высказывания о вращении Земли вокруг своей оси встретило сопротивление в лице жречества и ученых-ортодоксов, которые придерживались религиозно строгой концепции строения Вселенной.

До сих пор в Индии большим почетом пользуется аюрведа (наука о долголетии), которая зародилась здесь в глубокой древности. Древнеиндийские врачи изучали свойства трав, влияние климата на здоровье человека, значительное внимание уделялось личной гигиене и диете. Данные о развитии хирургии упоминают триста видов различных операций и сто двадцать хирургических инструментов. Популярная сегодня на Западе тибетская медицина основана на традициях древнеиндийской аюрведы. Древнеиндийские медики считали, что в основе человеческого организма лежат три главных «жизненных сока»: ветер, желчь и флегма – их отождествляли с принципами движения, огня и размягчения. В Древней Индии высокого уровня развития достигла наука о языке, что было связано с исключительной ролью в индийской культуре устной традиции и очень рано сложившейся концепции божественного характера речи. Считалось, что речь лежит в основе всех наук и искусств. В грамматике Панини «Аштадъяи» или «Восьмикнижье» анализ языкового материала проведен столь глубоко и основательно, что современные ученые находят сходство между лингвистическими теориями древних индийцев и современной европейской лингвистикой. Уже с глубокой древности Индия была тесно связана с другими странами Востока и античного мира, что способствовало обмену культурными достижениями. В период хараппской цивилизации установились торговые и культурные контакты с Месопотамией, Ираном, Средней Азией, в эпоху Маурьев – с Египтом, Юго-Восточной Азией и Дальним Востоком. Индийские посольства, судя по сообщениям античных авторов, достигали Рима при императорах Августе, Траяне, Адриане, Аврелиане.

http://godsbay.ru/civilizations/

© kosmovidenie.ru. Все права защищены.   Представиться системе