Цивилизация Древнего Китая

Одна из древнейших мировых цивилизаций, Китай — единственная на земле страна, где преемственность государства и культуры сохраняется на протяжении четырех тысячелетий. Обозначение «Китай» свойственно только русскому языку, и оно восходит к этнониму «кидани», названию племени, обитавшего на Дальнем Востоке, на северо-восточной границе Китая. В Европе эту страну называют China, что производно от обозначения китайской династии – Цинь. Во времена Римской империи, когда европейцы впервые познакомились с Китаем, этот край именовали «страна шелка» (terra setae).

Самоназвание этой страны, установившееся с древности – Чжун-го, то есть Центральное, Срединное государство, или Тянь-ся – Поднебесная страна. Жители этого государства были убеждены в том, что они обитают в центре Земли и на самой возвышенной ее части, поднятой к небу. На востоке естественной границей Китая выступают Желтое и Восточно-Китайское моря, на юге Древний Китай заканчивался долиной реки Янцзы. На севере его границами оказываются пустыни Алашань и Гоби. На западе природной границей Китая является горная система Тибета. Китай пересекают реки Хуанхэ (Желтая), более 5 тысяч км и Янцзы (Длинная), более 6 тысяч км. Они образуют обширные естественно орошаемые долины, удобные для высокопродуктивного земледелия. Хуанхэ образует мощные лессовые отложения, доходящие до 400 м глубиной и отличающиеся высоким плодородием. Китай богат уникальными флорой и фауной. Он является родиной проса, чая, тутового и лакового деревьев. Китай располагает месторождениями меди, олова, никеля, высококачественных глин, однако лишен запасов золота и серебра.

Ирригация существовала уже в государстве Инь (Шан, около 1500 год до нашей эры), где сложилась первая иероглифическая система письменности. Завоевавшая Инь династия Чжоу (XI-III века до нашей эры) достигла громадного технологического перевеса над всеми соседними племенами. Когда ее после долгого периода раздробленности свергла династия Цинь (III столетие до нашей эры), то была в общих чертах создана система общественных отношений, продержавшаяся до революции 1911 года, несмотря на смену династий. К этому времени сложились две основные философско-религиозные системы: даосизм и конфуцианство. Человек и его творения, согласно китайским философским учениям, воспринимись, как малая частица природы. Это отразилось и на архитектуре Китая — стремлении искусно располагать здания на фоне природы, в наиболее живописных и продуманных для них местах. В IV-VI веках в Китае был сделан ряд крупнейших изобретений: фарфор, порох, книгопечатание и др., но для остального мира они были закрыты.

Население Китая, исторические периоды

Древнейшее население Китая шань-жэнь, или шаньцы, относится к протокитайской языковой и этнической группе. В XIV веке до нашей эры их сменили родственные племена иньцев. В XII веке до нашей эры в Китай вторглись чжоусцы – кочевники, скорее всего, не принадлежавшие к китайскому этносу. За 900 лет они ассимилировались, восприняли иньские традиции, культуру, язык. К III веку до нашей эры сформировалась собственно китайская народность – ханьцы, которая сохраняется по сей день. Ханьцы на протяжении многих веков контактировали с чжуанами, относящимися к тайской группе, тибетцами, прототюркскими племенами северных пустынь и степей. Ханьцы считали себя единственным цивилизованным народом, знавшим с древности земледелие, письменность, развитую религию; все прочие народы воспринимались варварами (ху).
В истории Древнего Китая выделяют несколько периодов:
- правление первопредков Фу-си и Шэнь-нуна (XXIX – XXVII века до нашей эры);
- правление пяти совершенномудрых императоров (Хуан-ди, Чжуан-сюй, Гао-Синь, Яо и Шунь) (XXVII – XXIII века до нашей эры);
- династия Ся (2205 – 1767 годы до нашей эры);
- династия Шан (1766 – 1300 годы до нашей эры);
- династия Инь (1300 – 1122 годы до нашей эры);
- династия Чжоу (1122 – 221 годы до нашей эры);
- империя Цинь (221 – 206 годы до нашей эры);
- империя Хань (206 год до нашей эры – 220 год нашей эры).;

Также интересны времена правления:
- Саньго или Троецарствие (220 – 265 годы);
- династия Цзинь (265 – 420 годы);
- династия Суй (581 – 618 годы);
- династия Тан (618 – 907 годы);
- династия Сун (960 – 1280 годы);
- династия Юань (1280 – 1368 годы);
- династия Мин (1368 – 1644 годы);
- династия Цин (1644 – 1911 годы).
Правление первопредков китайцев и пяти совершенномудрых императоров считается в современной исторической науке мифическим. Династия Ся также считается легендарной. Первой же реальной династией признается Шан.

Европейцы, прежде всего купцы и миссионеры, стали проникать в Китай с XIII века (путешествие и пребывание в Китае Марко Поло в 1271-1295 годах).
В XVI столетии был основан ряд иезуитских миссий, начались отношения России с Китаем. В XVII веке маньчжурская династия Цин, напуганная распространением христианства и проникновением европейцев, закрыла Китай для иностранцев, оставив для торговли только порт Гуанчжоу (Кантон). Изоляция способствовала отсталости страны, производившей, тем не менее, товары, которые интересовали европейцев. Но Европа в то время мало что могла предложить для обмена. Англичане, завоевавшие Индию, стали поставлять опий, но императоры запретили такую торговлю. В стремлении добиться права продажи опия Англия и Франция развязали «опиумные войны» (1840-1842 и 1856-1860 годы), в результате которых Китай был поделен на сферы влияния и стал полуколонией.

Цин (Дайцин), последняя императорская династия в Китае. Пришла к власти в 1644 году в результате завоевания Китая маньчжурами. Свергнута Синьхайской революцией 1911 года.

Государственный строй Китая

Важнейшей предпосылкой возникновения государства стало развитие земледельческой экономики. Уже в эпоху неолита, в V тысячелетии до нашей эры, в Китае возникли первые земледельческие поселения, например, Баньпо около города Сиань. В нем найдены орудия труда земледельцев, керамика, в частности, своеобразная черная керамика, секрет производства которой неизвестен; найдены нефритовые сосуды, кубки, обработанные на токарных станках. В III тысячелетии до нашей эры протокитайцы изобрели колесо, гончарный круг, технологии плавки меди, олова, получения сплава бронзы.

Основателем государства в Китае легендарная традиция называет Хуан-ди – Желтого императора, правившего, предположительно, в 2698 – 2597 годах до нашей эры. Порой указывают горы, озера, где бывал Хуан-ди, его могилу. Однако убедительных доказательств историчности этой мифической личности пока не найдено. Более реально говорить о возникновении государства в Китае в период правления династии Шан, с XVIII века до нашей эры. Тогда появились первые укрепленные города (го) с правильной регулярной застройкой, дворцовым комплексом правителя, храмами. Древнейшей столицей стал город Чжэнчжоу (современный центр провинции Хэнань), затем с XIV века до нашей эры, с установлением династии Инь, столица переместилась в Аньян. В дальнейшем установится правило определения нового мистического центра государства с установлением новой династии и переноса туда столицы.

Во главе государства стоял правитель – ван, титул которого передавался иероглифом , что символизировало три сферы мироздания: подземное царство, землю, небо и волю государя, пронизывающую их. Ван считался всемогущим, медиатором между миром земным и миром небесным; ему подчинялись не только все китайцы, но и варвары и все другие народы Земли. Вану были подвластны природные стихии. Он имел сакральное значение, предводительствовал в церемониях, ритуалах, возглавлял войско. Первоначально ван избирался из представителей старшего поколения. В чжоускую эпоху установилась традиция престолонаследия, когда правитель называл своего преемника из сыновей, племянников, внуков или других ближайших родственников. Символом божественной силы вана был желтый цвет, который кроме него не мог использовать никто из смертных. Основой его власти была постоянно действующая армия, формировавшаяся в ходе периодических призывов мужского населения. Управление государством осуществлялось через посредничество многочисленных чиновников – чэнь, которые обозначались иероглифом, что указывало на их рабское происхождение. Они осуществляли переписи, сбор налогов, распределение общественных работ и пр. Особую роль в управлении играли жрецы – си и бу, так как ни одно государственное действие не осуществлялось без предварительных пророчеств и гаданий на костях или черепашьих панцирях.

В чжоускую эпоху произошло усиление власти правителя. Он получил титул тянь-цзы – «сын Неба». Утвердилась идея тянь-мин – «небесного мандата». Этот «мандат» вручался богом Неба тому избраннику, который проходил особые испытания, произносил пророчество, и последнее должно было сбыться. Согласно доктрине тянь-мин, государем мог стать человек любого звания и состояния, даже любой этнической принадлежности. Считалось, что Небо, вручив «мандат» на управление страной, могло его и отнять. Знаком отказа в благоволении к тянь-цзы со стороны Неба были природные аномалии, стихийные бедствия, военные поражения. В этих условиях народ получал право на свержение неправедного тянь-цзы. Происходил «штурм Неба», то есть столицы и дворца правителя. Тот, кто предводительствовал штурмом и добивался успеха, становился кандидатом на должность нового истинного тянь-цзы. Усилению государства способствовали реформы Шан Яна (390 – 338 годы до нашей эры). Правитель наделялся абсолютной, ничем не ограниченной властью. Устанавливался тотальный надзор за поведением и даже настроением подданных. Утверждалась строго иерархизированная система территориально-административного управления. Государство делилось на 9 провинций, во главе которых стояли бо-ваны; низшей административной единицей становилась «пятидворка», то есть пять крестьянских дворов.

В III веке до нашей эры Китайское государство трансформировалось в империю, охватившую Тибет, Корею, Индокитай и некоторые другие территории. Верховный правитель наделялся титулом хуан-ди – «божественный владыка». Первым подобный титул принял правитель Ин Чжэн, который взошел на престол под именем Цинь Ши-хуанди (259 – 210 годы до нашей эры), и стал основателем династии и империи Цинь. Он учредил 5 ведомств центрального управления: Чжун-гуань – дворцовое ведомство; Чунь-гуань – ведомство церемоний; Ся-гуань – военное ведомство; Цю-гуань – ведомство правосудия; Дун-гуань – ведомство общественных работ. Он ввел 12 рангов сановников: 1–3 – сань-гун, высшие сановники, имевшие право порицать императора; 4–6 – цзю-цин, наставники престолонаследника; 7–12 – начальники приказов. Он унифицировал измерительные стандарты, денежную систему, создал разветвленную сеть государственных дорог, возвел Великую Китайскую стену и Великий Китайский канал, способствовавшие объединению Китая в одно политическое целое; провел реформы письменности и законодательства, на столетия предопределив цивилизационные основы Китая. Поистине величественна и гробница Цинь Шихуанди, найденная археологами в 1974 году. В склепе найдены 6 тысяч терракотовых фигур воинов и боевых коней, выполненных в натуральную величину.

Вместе с этим Цинь Ши-хуанди увеличивал государственные повинности, сурово подавлял народные выступления, подвергал физическому уничтожению политических противников своего правления и вообще всех инакомыслящих. Деятельность Цинь Шихуанди способствовала дальнейшему распаду общины, причем свободные общинники-земледельцы попадали в зависимость от военной знати. Это обострило социальную напряженность в стране.
После смерти Цинь Шихуанди на престол взошел его младший сын Эр Шихуанди (209 – 207 до нашей эры). Его попытки продолжать политику отца вскоре привели к масштабному социальному взрыву. Недовольство различных слоев населения вылилось в настоящую гражданскую войну. Она началась с крестьянского восстания под руководством Чэнь Шэна. Недовольная ущемлением своих привилегий аристократия также начала вооруженную борьбу против центральных властей, попутно сражаясь и против повстанцев-крестьян. В результате династия Цинь пала, просуществовав не 10 тысяч поколений, как горделиво предрекал Цинь Шихуанди, а всего полтора десятилетия.

Право в Древнем Китае

Ко времени династии Хань (III век до нашей эры — 220 год нашей эры) относят образование древнекитайской народности. Название династии, восходящее к названию реки Хань (приток Янцзы), стало в дальнейшем самоназванием народа. Расширение территории ханьского государства сопровождалось значительным переселением китайцев (преимущественно на юг) и, как правило, насильственной ассимиляцией местных народностей.

Основателю династии Цзинь, Сыма Яню после периода Саньго (троецарствия) досталась разоренная и опустошенная многолетними войнами страна. Хозяйство находилось в состоянии глубокого упадка. Ирригационные сооружения разрушились, поля опустели, города сожжены или разграблены, торговые связи нарушены. Сыма Янь, стремясь укрепить империю и стабилизировать положение в ней, провел ряд важных экономических мероприятий. Он укрепил государственную собственность на землю. Им была введена система надельного землепользования, получившая название «чжаньтяньчжи», которая заключалась в том, что крестьяне получали два разных типа наделов: «поля во владении» (чжань тянь) и «поля, облагающиеся повинностью» (ко тянь). Крестьяне, получившие наделы, ежегодно должны были отрабатывать двадцатидневную барщину и вносить подворные подати шелковой тканью и пряжей. Надельное землепользование получило дальнейшее развитие в V столетии.

Несмотря на очевидное стремление властей снизить социальную напряженность и облегчить участь крестьянства, господствующая идеология в IV-VI веках выдвинула учение о том, что само Небо установило деление людей на «аристократов» (ши) и «простолюдинов» (шужэнь). Помимо этих основных сословий в Китае в эту эпоху существовали также рабы и домашняя прислуга. Сословные перегородки возникали и в среде аристократии (ши). Магнаты имели и собственные войска, причем принадлежность к военному сословию стала наследственной.  Новое объединение Китая под властью династии Тан (618 – 907 годы) после периода феодальной раздробленности способствовало этнической консолидации ханьцев.

Правосознанию древних китайцев было свойственно различение божественных небесных предписаний – ли и земных установлений – фа. Ли определяли движение природных циклов, восход и заход солнца, смену осени, зимы, весны, лета и пр. Ли воплощались в ритуалах, церемониях, устоявшихся вековых традициях, правилах этикета. «Благодаря ли ограничивается хорошее и скверное, проявляется в нужный момент радость и гнев. Благодаря ли повинуются низы и проявляют мудрость верхи. Благодаря ли удается избежать беспорядка в этом бескрайнем меняющемся мире». Фа являлись результатом законодательного творчества государства. Фа должны были не противоречить ли, в противном случае неверные фа вели к стихийным бедствиям, нарушению природных циклов, завоеваниям.

Вся жизнь древних китайцев подчинялась ритуалу: от пробуждения – до отхода ко сну, от рождения – до смерти; детальнейшей регламентации подлежало все: фасон одежды, форма головного убора, тип обуви, экстерьер и интерьер жилища, даже его удаление от императорского дворца, сервировка стола, вид носилок для выезда в город, количество слуг и пр. Первый свод древних китайских законов был составлен в эпоху Чжоу – «Чжоу-ли». Согласно этому кодексу вся земля считалась государственной собственностью; верховным распорядителем земель являлся государь. Существовали государственные повинности – уплата налогов, служба в армии, исполнение общественных работ. Существовал непререкаемый авторитет старших. Старший мог пользоваться имуществом младшего, и это не считалось воровством. Все население Китая считалось подданным, и на него распространялись телесные и увечащие наказания. Практиковались человеческие жертвоприношения, ритуальные убийства в связи со смертью главы рода или господина

Экономика Древнего Китая

Земледельческие неолитические культуры бассейнов рек Хуанхэ и Янцзы датируют III-II тысячелетиями до нашей эры (Яншао, Луншань). Здесь возделывали местные сорта проса (чумизу), имели домашних животных (собак и свиней). Во втором тысячелетии до нашей эры в Северном Китае возникло раннегосударственное образование Инь, в котором сохранялись значительные черты первобытнообщинных отношений. Иньцы могли изготавливать орудия труда и оружие из бронзы, говорили на языке, который стал основой древнекитайского языка. Большинство ханьцев было занято в сельском хозяйстве; большое развитие получили различные виды ремесел, как хозяйственно-бытовых (ткачество, гончарство, плотничество, плетение), так и художественных (перегородчатая эмаль, резьба по дереву, кости, камню, лепка, расписной и резной лак, парча, вышивки).

Основой экономики Древнего Китая было земледелие. Согласно китайской мифологии, земледелие ввел Шэнь-нун, он считался изобретателем сохи. Уже в шанскую и иньскую эпохи в Китае строились сложные ирригационные сооружения, искусственные каналы и дамбы; в долинах рек Хуанхэ и Янцзы была создана развитая оросительная система. В Китае культивировали просо, пшеницу, пшено, бобы, коноплю. Там начали впервые выращивать чай, разводить тутовые и лаковые деревья. С XIII века до нашей эры стали использовать для обработки соху: произошел переход от мотыжного земледелия к пашенному, более продуктивному. С VIII века до нашей эры стали применять железные сошники и тягловую силу скота. В Китае не получили развития скотоводство и садоводство. Интенсивное развитие пашенного земледелия привело к исчезновению реликтовых лесов в среднем течении реки Хуанхэ уже к XI веку до нашей эры. Помимо земледелия в Древнем Китае развивались различные ремесла. В первую очередь здесь нужно сказать о производстве лаков, которое зародилось еще в неолите. Лак – это сок лакового дерева из семейства анакардиевых; он окрашивался, им покрывали интерьеры и экстерьеры зданий, щиты, ножны мечей, ювелирные изделия, посуду и пр.; лак был водонепроницаем, выдерживал температуру более 250°С, он придавал прочность и долговечность.

Столь же древним было шелководство. Согласно китайской мифологии, шелководство было введено женой Хуанди. Процесс начинался с разведения гусениц тутового шелкопряда, которые свивали коконы. Затем коконы вываривались в чанах, вытягивались в шелковую нить длиной до 1000 метров; затем нити протягивали через нефритовое кольцо, красились, сматывались на специальных нитекрутильных машинах. После этого переходили к ткачеству. Сначала делалась основа из сотканных поперечных (основных) и продольных (уточных) нитей. Затем ткались разнообразные по качеству шелковые материи. Секрет производства шелковых тканей, как, впрочем, и секрет изготовления китайских лаков, хранились в строгой тайне. Тутовые и лаковые деревья и шелкопряды запрещалось вывозить за пределы Китая.

В иньскую эпоху зародилось производство фарфора, который изготавливался из каолиновой глины с добавлением кварца или песка. Производство фарфора совершенствовалось в чжоускую эпоху. В III веке до нашей эры стали изготавливать цин-тао (зеленую керамику), или селадон, для чего использовали каолиновую глину, песок, глазурь зеленого тона. Тайны производства фарфора передавались из поколения в поколение; ремеслом занимались в одних и тех же семьях, строго регламентировались брачные союзы между семьями фарфористов, чтобы ремесленные секреты не стали достоянием конкурентов. Наряду с ремеслом развивалась торговля. Центрами ремесла и торговли были города. Уже в иньскую эпоху насчитывалось более 160 городов. В чжоускую эпоху были основаны 560 новых городов. Китай был самой урбанизированной страной древности. Уже с VIII столетия до нашей эры в Китае были известны деньги, чеканилась монета. Китай вел активную внешнюю торговлю, экспортировал лак, шелк, фарфор, железо, некоторые цветные металлы, косметические средства, а импортировал золото, серебро, коней, ценную древесину, виноград. Со II века до нашей эры начал функционировать Великий Шелковый путь. Он начинался в столице Ханьской империи, в городе Сиань, а заканчивался в Римской империи.

Технические изобретения Древнего Китая

Китаю принадлежит приоритет во многих технических открытиях и изобретениях. В частности, высокого совершенства достигла технология плавки медной руды, руд цветных металлов, в получении сплавов, например, бронзы. Для обжига керамики и фарфора делались печи, в которых уже в древности могли нагнетать температуры 1150 – 1250°С. С I тысячелетия до нашей эры китайцы знали обработку железа. В IV веке до нашей эры делали специальные печи для плавки железной руды и умели получать чугун; китайцы ранее других народов мира подошли к плавке стали. Со времен неолита предкам китайцев были известны гончарный круг, колесо, токарный и ткацкий станки. В отношении колеса порой высказывается мнение, что это изобретение было заимствовано предками китайцев у соседних западных народов. Высокого уровня достигло кораблестроение, и китайцы по праву принадлежат к самым развитым морским народам древности. Китайские мореходы совершали плавания на своих судах в Тихом и Индийском океанах.

В Китае значительное внимание уделялось строительству ирригационной системы. Река Хуанхэ принадлежала к числу наиболее бурных рек, сильно влиявших на ландшафт. В древнекитайской литературе ее неслучайно называли «рекой, надрывающей сердце». Уже в эпохи Шан и Инь были приложены колоссальные усилия по упорядочению русла этой реки, вдоль которого была выложена каменная кладка, возведены дамбы, подведены многочисленные оросительные каналы. Наиболее выдающимся гидротехническим сооружением является Великий Китайский канал, построенный в циньскую эпоху. Этот канал достигал 32 км и соединял реки Хуанхэ и Янцзы. По нему осуществлялось круглогодичное судоходство по внутренним водным путям суммарной протяженностью более 2000 км. Впечатляющи достижения древних китайцев в архитектуре, что является результатом высокой развитости строительной техники. Здесь прежде всего нужно сказать о Великой Китайской стене. Она возводилась в правление Цинь Ши-хуанди на основе древних укреплений в виде рва и вала, существовавших с V века до нашей эры. Стена делалась из глины, смешанной с ивовыми прутьями, облицовывалась камнем. На ее возведении одновременно работали 300000 человек – каторжан и солдат. За десять лет было построено 750 км стены. В дальнейшем ее протяженность превысила 4000 км. Великая Китайская стена достигала восьми метров в высоту и десяти метров в ширину. Через каждые сто метров высились башни, имелись проходы с вратами. Стена должна была защитить от варваров-кочевников, враждебных духов, надвигающейся пустыни и степи на окультуренные земли Китая, должна была продемонстрировать величие империи и императора. Кроме того, стена служила уникальной системой коммуникаций, соединявшей приморские провинции Китая с Тибетом. По ней доставлялись государственная почта, императорские указы; по ней перебрасывались войска.

Особенностью китайской строительной техники является каркасный метод: возводились столбы, или колонны, образующие каркас; на них клались продольные балки и на них устанавливалась двухскатная крыша. Такая техника была известна уже в иньскую эпоху. Практиковалось строительство зданий на высокой глиняной платформе. Уже в далекой древности строились трехъярусные башни (лоу), павильоны, храмы. В IV веке до нашей эры был изобретен кронштейн, позволивший делать крыши с загнутыми углами; так был создан новый тип архитектурной постройки – пагода. Крыша пагоды создавала идеальный воздухообмен в жилище, а также обеспечивала наилучший сток дождевой воды. Строительство дорог также было важным показателем развитости китайской цивилизации. В циньскую эпоху было построено 8000 км дорог. Большая часть дорог вела к столице, считавшейся мистическим центром страны. На дорогах устанавливались милевые знаки, устраивались станции, где можно было отдохнуть и переменить лошадей.

Чудом древней китайской техники было использование нефти и природного газа. Строились деревянные резервуары для хранения углеводородного сырья, делались бамбуковые газопроводы. В городах существовали газовые фонари. Использовалось газовое отопление жилищ. Не меньшее удивление способно вызвать знакомство древних китайцев с пиротехникой, различными взрывчатыми и пороховыми смесями, которые использовались для устройства фейерверков. Еще шире пиротехнические средства использовались в ритуальной практике, в священных церемониях, жертвоприношениях и т.д.

Образование и естественнонаучные знания в Китае

Становление системы образования в Китае восходит к чжоуской эпохе. Начальная подготовка осуществлялась индивидуально частными наставниками на дому. Последующее образование достигалось на секретарских должностях, которые длились годами и десятилетиями до занятия чиновничьей должности. Первой общедоступной школой была Жу-цзя – «Школа образованных людей», основанная в 532 году до нашей эры Кун Фу-цзы (Конфуций). Здесь изучались история («Шу-цзин»), поэзия («Ши-цзин»), ритуалы («Ли-цзи»), «Канон сыновьей почтительности» («Сяо-цзин») и «Канон музыки» («Юэ-цзин»); финалом образования считалось усвоение «Книги перемен» («И-цзин»), правил гадания и истолкования гексаграмм. За годы жизни Кун Фу-цзы в его школе получили прекрасную подготовку 3000 учеников, впоследствии ставших выдающимися учеными, политиками, учителями. В подражание школе Жу-цзя создавались другие частные учебные заведения средней и высшей ступени. Среди последних можно выделить Фа-цзя – «Школу законников», в которой готовились правоведы и государственные служащие. Сложившаяся практика сдачи экзаменов на чиновничьи должности предъявляла повышенные требования к универсальной и специальной подготовке.

Науки и знания в Древнем Китае также отличались значительным своеобразием. Существовало представление о пяти сторонах пространства: помимо Севера, Юга, Запада и Востока выделялся Центр (Чжун). Отсюда особые географические и картографические познания. Отсюда особое осмысление Китая как Центра Вселенной, а его столицы – как Центра страны. В иньскую эпоху создавались карты Китая, в центре которого помещалась культовая столица – Великий город Шан, где хранились инсигнии вана. Небо представлялось в форме круга, а Земля – в форме квадрата. Отражением Неба на Земле представлялся Китай, единственная цивилизованная страна, окруженная варварами. Особое значение имел Юг; умерших клали в гробницах лицом к Югу; император во время официальных церемоний поворачивался лицом к Югу. Отсюда и совершенно иное восприятие Запада и Востока. Запад оказывался справа от смотрящего и отождествлялся с хаосом; Восток находился слева от зрителя и мыслился как место рождения новой жизни. Пяти сторонам пространства соответствовала цветовая символика: желтый цвет (хуан) – Центр; сине-зеленый цвет (цин) – Восток; красный (хунчи) – Юг; белый (бай) – Запад; черный (хэй) – Север. Желтый цвет считался привилегией государя. Черный цвет был знаком ученых. Белый цвет был атрибутом траура. Годовой цикл разделялся на 5 сезонов: помимо осени, зимы, весны и лета выделялась Середина года, которая приходилась на день летнего солнцестояния, на 22 июня. Неслучайно с этого дня у древних китайцев начинался год. В летоисчислении использовались несколько систем. Древнейший иньский календарь насчитывал 10 месяцев. В эпоху Чжоу использовали лунный календарь из 12 месяцев и солнечный календарь из 24 месяцев. Сутки делились на 12 страж. Время отмечалось звоном колоколов столицы.

Естественнонаучные знания основывались на идее пяти первоэлементов (у син), оформившейся в чжоускую эпоху: земля (ту), дерево (му), огонь (хо), металл (цзинь), вода (шуй). Считалось, что эти стихии находятся в непрерывном движении, взаимопереходе, определяя многообразие мира. Основой космологических знаний была идея взаимодействия двух противоположных начал – Ян, мужское начало, абсолютный верх, солнце, и Инь, женское начало, абсолютный низ, вода. Энергия Ян движется по часовой стрелке, абсолютный минимум и максимум приходятся соответственно на дни зимнего и летнего солнцестояния. Энергия Инь направляется против часовой стрелки, и на те же самые дни, наоборот, приходятся максимум и минимум силы Инь. Особое значение получили эзотерические геометрия и математика. Известны «магический квадрат» (Ло шу) и «магический крест» (Хэ ту). Их составлял девятиклеточный квадрат, который использовался в политико-административной и социально-экономической практике, достаточно вспомнить систему девяти полей, а также в геомантии, медицине и алхимии. Цифра 1 обозначала Ян; 2 – Инь; 3 – мироздание (Небо – человек – Земля); 4 – хронотоп (пространство – время); 5 – стороны света; 6 – начала мира; 9 – мироздание по горизонтали; 10 – солнце; 12 – знаки зодиака.

Культ Конфуция. Конфуцианство.
Конфуций (около 551-479 год до нашей эры) не был основателем религии, и на вопрос одного из учеников о загробном мире как-то ответил: «Не научившись [честно] служить людям, можно ли [достойно] служить духам?» (Лунь юй, 11.11). Однако после его смерти в его честь были воздвигнуты храмы и стал складываться религиозный по форме культ Конфуция как первоучителя человечества. Конфуцианство приобрело в Китае статус официального вероучения, благодаря системе экзаменов государственные должности могли занимать только ученые конфуцианцы (хотя конфуцианское учение в традиции понималось скорее как «наука» вообще, а конфуцианцы — «жу», т. е. просто как «ученые», «образованные»).
Уже первый император ханьской династии Гао-цзу посетил в 174 году до нашей эры могилу Конфуция на его родине в Цюйфу и принес в жертву быка. Через 50 лет был воздвигнут храм в его честь. В 267 году императорским указом предписывалось приносить в столице и на родине Конфуция четырежды в год в жертву овцу, свинью и быка. В 555 году предписывалось сооружение в каждом городе, где есть представитель власти, храма в честь Конфуция. В начале 20 века род Конфуция насчитывал 20-30 тысяч членов, он существует и ныне. Старший потомок Конфуция по прямой линии носит наследственный княжеский титул, при императорах он должен был посвящать себя уходу за могилой и храмом.

Философия в Древнем Китае

Особое развитие в Древнем Китае получила философия. Первым известным философом считается Лао-цзы (VI – V века до нашей эры). Им, согласно преданию, был составлен трактат «Дао дэ цзин». Здесь даются основные принципы философии дао, или даосизма. Дао – путь, достижение личного духовного совершенства; идея дао отрицает нравственные, эстетические, социальные ценности – добро и зло, красоту и уродство, славу и позор, богатство и нищету. Целью жизни провозглашается достижение идентичности индивида и мира, обретение естественности (цзы-жань). В даосизме сложилась особая практика психотренинга, диеты, физических упражнений, призванная раскрыть естественные задатки.

Младшим современником Лао-цзы был Кун Фу-цзы, более известный под европеизированным именем Конфуций. Им было разработано учение о благородном муже (цзюнь-цзы). Благородный муж должен был обладать пятью добродетелями: гуманностью (жэнь), благопристойностью (ли), справедливостью (и), мудростью (чжи) и верностью (син). Гуманность предполагала отношение к любым живым существам, как к ближайшим родственникам. Благопристойность включала в себя соблюдение ритуалов, этикета. Справедливость требовала отказа от личных, субъективных интересов и подчинение общественному долгу. Мудрость означала воспитание и всестороннее образование. Верность подразумевала патриотизм, служение государю, верность своему слову. Неразвитость этих качеств приводила к деградации общества и гибели государства. Конфуций придавал большое значение воспитанию, которое способно развить добрые качества человека и нейтрализовать пороки. Подчеркивая свою приверженность традиции, Конфуций говорил: «Я передаю, но не создаю; я верю в древность и люблю ее» (Лунь юй, 7.1). Золотым веком для Китая Конфуций считал первые годы правления династии Чжоу (1027-256 годы до нашей эры). Одним из любимых героев для него был, наряду с основателями чжоуской династии Вэнь-ваном и У-ваном, их сподвижник (брат У-вана) Чжоу-гун. Однажды он даже заметил: «О как же ослабла [моя добродетель, если] я давно уже больше не вижу во сне Чжоу-гуна» (Лунь юй, 7.5). Напротив, современность представлялась царством хаоса.

Нескончаемые междоусобные войны, все усиливающаяся смута привели Конфуция к выводу о необходимости новой моральной философии, которая опиралась бы на представление об изначальном добре, заложенном в каждом человеке. Прототип нормального общественного устройства Конфуций видел в добрых семейных отношениях, когда старшие любят младших и заботятся о них (жэнь, принцип «человечности»), а младшие, в свою очередь, отвечают любовью и преданностью (и, принцип «справедливости»). Особенно подчеркивалась важность исполнения сыновнего долга (сяо — «сыновняя почтительность»). Мудрый правитель должен управлять с помощью воспитания у подданных чувства благоговения перед «ритуалом» (ли), то есть моральным законом, прибегая к насилию только как к последнему средству. Отношения в государстве во всем должны быть подобными отношениям в хорошей семье: «Правитель должен быть правителем, подданный — подданным, отец — отцом, сын — сыном» (Лунь юй, 12.11). Конфуций поощрял традиционный для Китая культ предков как средство сохранения верности родителям, роду и государству, в состав которого как бы входили все живые и умершие. Долгом всякого «благородного мужа» (цзюньцзы) Конфуций считал бесстрашное и нелицеприятное обличение любых злоупотреблений.

Другим выдающимся мудрецом Древнего Китая был Мо Ди (V – IV века до нашей эры). Ему приписывают написание трактата «Мо цзы», в котором даны основные принципы философии моизма. Мо Ди исходил из естественного равенства возможностей человека. «Сановники не вечно должны быть знатными, простолюдины не вечно должны быть незнатными». Он объяснял происхождение государства избранием самого мудрого и достойного. Он сформулировал принцип «высшей любви», соблюдение которого должно было утвердить взаимное уважение членов сообщества, помощь друг другу, осознанный отказ от чрезмерных потребностей, экономию государственных расходов. К великим мудрецам Древнего Китая относится также Шан Ян (390 – 338 годы до нашей эры), основатель легизма. Он возвел земные законы фа в абсолют. Фа, по его мнению, обладали действительной силой и вели к величию государства только тогда, когда правитель обладал неограниченной властью и сам не был связан законами. Взаимоотношения между государем и народом, согласно Шан Яну, всегда антагонистичны; поэтому государь должен подавлять силой всякий протест, физически уничтожать противников усиления государства. Образование, по его заключению, излишне, невежественным народом легче управлять; войны проистекают из естественной природы человека, они нужны для расширения могущества государства.

В VI веке до нашей эры в Китае зародилась историческая наука. Первым историческим сочинением является летопись «Чунь Цю» («Весны и осени»), редактированная и комментированная Конфуцием. В ней содержится запись событий в царстве Лу с 770 по 481 годы до нашей эры. Само понятие «история» (шу) впервые вводится в сочинении «Шу цзин» («Книга истории»), создание которого приписывается Конфуцию. Здесь воспроизводятся мифические и легендарные предания о первопредках, совершенномудрых государях, приводятся документы, обращения государей, поучения сановников; события доводятся до VIII века до нашей эры. В целом от китайской древности до нас дошли около 30 исторических сочинений. Вершиной древнекитайской историографии являются «Исторические записки» («Ши цзи») Сыма Цяня (145 – 90 годы до нашей эры). В них дается общая история Китая с древности до империи Хань.

Художественная культура Китая

Образование, науки, как и культура вообще, немыслимы без культа слова и его образного выражения в письме. В Древнем Китае различают протописьменность в виде кинеграмм и триграмм и иероглифику. Кинеграммы встречаются уже в эпоху неолита в виде изображений кругов, спиралей, зигзагов на керамических изделиях. Создание триграмм традиция приписывает первопредку китайцев Фу-си. Первые иероглифы появляются в иньскую эпоху. Это обозначения «верха» и «низа». Согласно преданиям, иероглифы изобрел Цзан Цзе, советник Хуан-ди. В начале чжоуской эпохи насчитывалось уже 500 знаков. В качестве писчего материала использовались бронзовые таблички. В конце чжоуской эпохи появились книги на бамбуковых планках, соединявшихся в связки. Чернилами служил сок лакового дерева, а ручкой – бамбуковая палочка (би). В циньскую эпоху насчитывалось уже более 3000 иероглифов, и по реформе Цинь Ши-хуанди они были разделены на 250 групп. Писчим материалом был шелк, писали тушью. Во II веке до нашей эры была изобретена бумага. Иероглифика является отражением совершенно иного типа мышления. Иероглиф выступает образным знаком, передающим целостную информацию; он воспринимается правым полушарием головного мозга, отвечающим за образно-ассоциативное восприятие мира. Собственно, китайское письмо, это система иероглифов, сложившаяся в середине II-го тысячелетия до нашей эры. Общее число знаков около 50 тысяч, но в настоящее время в современном языке используется 4-7 тысяч символов. Китайское письмо легло в основу национального письма Японии и Кореи.

Письменность стала основой развития литературы. Уже в чжоускую эпоху различались оды (фу), песни (юэфу), стихи (ши), различные жанры прозы. Своеобразием китайского стихосложения являлась не фонетическая рифма, но искусственная классификация чередующихся и повторяющихся иероглифов. Первым известным поэтическим сводом является «Канон поэзии» («Ши цзин»), созданный в VI веке до н.э. В него вошли 306 лучших песен, отобранных Конфуцием из 3000 собранных им произведений. Среди них представлены песни самых блестящих придворных поэтов и музыкантов, лучшие образцы народного песенного творчества. В III веке до нашей эры был составлен мифо-поэтический «Каталог гор и морей» («Шан хай цзин»), где повествуется о мифических и легендарных героях, крылатых и многоруких людях, псоглавцах и пр. Тогда же возникли «Чуские строфы» («Чу цы»), созданные Цюй Юанем. Здесь также главными персонажами были мифические герои, повествовалось о поисках царства блаженных, о плодах бессмертия.

К чжоуской эпохе восходит возникновение прозы. Самым распространенным жанром был рассказ (сяошо). Могут быть выделены «Жизнеописание Сына Неба Му» и «Старинные предания об императоре У-ди». В ханьскую эпоху зародился театр. В столице возводились специальные арены с местами для зрителей. Ставились представления, в которых участвовали танцоры, акробаты, музыканты. Использовались сложные технические средства, позволявшие напускать на сцену туман, снег, осуществлять «превращения» животных в людей и обратно; устраивались грандиозные представления с бутафорными дворцами, павильонами, колесницами и даже кораблями.

Высокого совершенства достигли пластические искусства. Самой громкой сенсацией века стало открытие в 1974 году в окрестностях города Сиань усыпальницы императора Цинь Ши-хуанди. В ней была обнаружена «глиняная армия» из 7000 воинов, пехотинцев, всадников, колесничих, двигавшихся на марше. Фигуры выполнены в натуральную величину; детально воспроизводились вооружение, аммуниция, индивидуальные черты лица. В чжоускую эпоху существовала фресковая живопись, отвечавшая потребностям погребального культа. В Ханьскую эпоху зародилась светская живопись на проклеенном шелке.

Судьбы Древнего Китая

Считается, что наивысшего расцвета Древний Китай достиг при Цинь Ши-хуанди. Однако это справедливо только отчасти. Основанная им империя оказалась недолговечной, а утвержденная им династия Цинь не получила преемников. Император устанавливал свою деспотическую власть насилием. Знать и интеллектуальная элита подвергались жестоким репрессиям. Известен факт закапывания живьем 460 ученых-конфуцианцев. Тысячи ссылались на каторжные работы, строительство стены и канала. Сжигались сочинения конфуцианцев и других инакомыслящих.

В ханьскую эпоху наметился отход от радикальных реформ Цинь Ши-хуанди, отказ от легизма и возврат к древним традициям и конфуцианству. К первым десятилетиям правления династии Восточной Хань относится процесс складывания своего рода магнатского землевладения. Наиболее богатые землевладельцы, так называемые хаоцзу, то есть «могущественные дома», брали под патронат маломощные земледельческие хозяйства, получая, видимо, с них натуральные поборы, но платя за них государственные налоги. Таким образом, мелкие сельские хозяева становились лично зависимыми от магнатов, причем патронат фактически привязывал крестьян к земле. Магнаты присваивали себе и право суда над своими крестьянами. Существование крупных магнатских хозяйств, близких к натуральному, с публично-правовыми функциями приводило к упадку денежного обращения и возрождению натурального товарообмена.
Рабство в Китае по-прежнему было распространено повсеместно, причем одним из важных его источников было обращение в рабство по суду за совершенные преступления. Тем не менее, рабство не могло играть сколько-нибудь существенной общественной роли. В обширных магнатских хозяйствах для массовой эксплуатации рабов не хватало средств принуждения. Власти пытались сохранить и даже усилить централизованную администрацию и стабилизировать налогообложение, однако сумма собираемых налогов сокращалась.

Несмотря на эту неблагоприятную для государства тенденцию, во время царствования императора династии Хань Лю Сю и его непосредственных преемников наступила относительная стабилизация, и к середине I века империя вновь стала могущественной державой. Это позволило ей вновь сконцентрировать военные силы для борьбы с кочевниками. Начались новые войны против гуннов. В борьбе с гуннами Китай опирался на враждебные им племена Восточного Туркестана и Средней Азии. В 73 году, после того, как северные гунны потерпели поражение от китайских войск, находившихся под командованием Доу Гу, в Восточный Туркестан отправился талантливый полководец и дипломат Бань Чао. Бань Чао удалось привлечь на свою сторону местные племена, с помощью которых он в 91 году нанес решительное поражение гуннам, вступил в Среднюю Азию и в 97 году прошел до Антиохии Маргианы — эллинистического полиса в Бактрии.

Усиление магнатского землевладения, естественно, вело к ослаблению центральной власти и, в конечном счете, к развалу империи. В 184 году вспыхнуло восстание, направленное против имперского режима и господствовавшей конфуцианской идеологии. Это восстание, известное под названием «Желтых повязок», не носило крестьянского характера. Возглавил его даосский проповедник Чжан Цзио. Чжан Цзио и его последователи призывали к свержению существующего порядка, именовавшегося ими «серым небом», и установлению «желтого неба», которое основывалось бы на «тайпин дао» — пути великого благоденствия. Повстанцы носили в качестве отличительного знака желтые наголовные повязки. Восстание охватило большую часть империи. Инсургенты разоряли и сжигали правительственные учреждения, открывали тюрьмы, захватывали имущество и земли «могущественных домов», освобождали рабов. Движение продолжалось более 20 лет. «Желтые повязки» были разбиты, но восстание нанесло смертельный удар по имперской системе. В среде победителей-магнатов не было единства. Одновременно усилилось давление на северо-западные, северные и северо-восточные границы Китая со стороны кочевников. Все это привело в 220 году к падению династии Хань и образованию на территории бывшей империи нескольких независимых государств.

В первые века нашей эры на территорию Китая из Индии начал проникать буддизм. На местной почве он вобрал в себя множество элементов учения даосизма, так что первых буддистов в Китае принимали за представителей одной из многочисленных сект даосских проповедников. К V столетию в стране существовали десятки буддистских монастырей, владевших значительными земельными угодьями, зависимыми крестьянами, и обладали значительной экономической и политической силой.

В X-XIII веках (период династии Сун) Китай оказался разделенным на две части — северную и южную. В Северном Китае господствовали монголоязычные кидане, от названия которых происходит русское слово «Китай», а затем чжурчжени, говорившие на языках тунгусо-маньчжурской группы. На юг страны, где продолжала править китайская династия, усилился приток ханьцев с севера. В середине XIII столетия Китай был полностью завоеван монголами 

http://godsbay.ru/

© kosmovidenie.ru. Все права защищены.   Представиться системе