Японская цивилизация

Японское государство занимает цепь островов (Хоккайдо, Хонсю, Кюсю, Сикоку, архипелаг Рюкю и другие острова, всего около 4 тысяч), омываемых Тихим океаном, Японским, Охотским и Восточно-Китайским морями. Рельеф преимущественно горный. Многочисленные действующие и потухшие вулканы, в том числе высшая точка Японии — вулкан Фудзияма (на острове Хонсю, 3776 м). Часты землетрясения. Тихоокеанское побережье подвержено цунами. Климат субтропический муссонный, на севере умеренный, на юге тропический. осенью обычны тайфуны. Реки короткие, многоводные. Крупное озеро Бива. Свыше половины территории заняты лесами (на Хоккайдо главным образом хвойные, южнее — субтропические вечнозеленые) и кустарниками.

Порой исследователи отказывают Японии в существовании самостоятельной цивилизации. Однако это несправедливо. Несмотря на значительное китайское влияние, особенно в V – VII веках, Япония сохранила исключительную самобытность в государственном устройстве, правовых институтах, социальной организации, экономике и культуре. Японцы сформировались как племенная группа в середине первого тысячелетия до нашей эры в результате переселения группы носителей энеолитической культуры Яёи с юга Корейского полуострова на Японские острова, населенные айнскими и частично малайско-полинезийскими племенами.

Японская историография склонна относить основание Японии к 660 году до нашей эры. Более реально однако считать началом истории Японии III – IV столетия нашей эры, когда жил легендарный Ямато Такэру, имеющий более всего шансов считаться историческим лицом. Ему удалось объединить под своей властью большую часть родов и племен Японских островов. Древнейшее название Японии не случайно звучало – «Ямато». В дальнейшем, в силу изолированного положения, японская народность прошла своеобразный, отличный от народов материковой Азии, путь развития, близкий к типу развития европейского феодализма.

В истории Японской цивилизации можно выделить следующие периоды:
- Асука (552 – 645 годы);
- Нара (645 – 794 годы);
- Хэйан (794 – 1185 годы);
- Камакура (1185 – 1333 годы);
- Муромати (1333 – 1573 годы);
- Момояма (1573 –1614 годы).

В начале эпохи Асука в Японии стала оформляться императорская власть, в чем нельзя не заметить влияния китайской государственной доктрины. Император титуловался «тэнно», само это слово было калькой китайского «тяньцзы» – «Сын Неба». Были введены ранги и должности на китайский манер. Китайский язык стал официальным. Делопроизводство и судопроизводство велись на китайском языке. Законы писались китайскими иероглифами.

С 1192 до 1867 года государственная власть находилась в руках сегунов. В 1867-1868 годах в результате Мэйдзи Исин, или Реставрации Мэйдзи была восстановлена власть императора, проведены реформы, способствовавшие модернизации страны. Сегун, титул правителей Японии в 1192-1867, при которых императорская династия была лишена реальной власти. Всего было три династии сёгунов: Минамото (1192-1333), Асикага (1335-1573), Токугава (1603-1867).

800px-todaiji18s3200.jpg

 

Государственное управление Японии

Преодоление китаизации Японии началось при Сётоку (573 – 621 годы). Этот император был страстным поклонником буддизма. Он ввел новые императорские инсигнии: украшенные золотом одежды, ритуалы поклонения императору, предусматривавшие передвижения на четвереньках, а в присутствии императорской особы – задом к нему, дабы не быть испепеленным божественным сиянием. Он провозгласил первую конституцию. Конституцией предусматривалось беспрекословное следование ритуалу, непререкаемый авторитет старших, неукоснительное исполнение надлежащих каждому состоянию обязанностей. Сётоку изменил порядок и число рангов в соответствии с принципами буддизма.

Всего были установлены 6 рангов:
- сетоку (святая добродетель), подобающий только императору;
- седзин (человеколюбие);
- серай (учтивость);
- сесеин (искренность);
- сеги (справедливость);
- сети (мудрость).

Ранги предоставлялись в зависимости как от личных качеств государственного служащего, так и от заслуг рода. Сётоку Япония обязана своим названием. В 608 году он отправил дипломатическую миссию в Китай; посольство обратилось к китайскому императору как к правителю «страны, где заходит солнце», тогда как свою собственную страну послы называли «страной, где восходит солнце», по-японски «Нихон», от этого слова и происходит европеизированное название «Япония». Китайский император счел себя оскорбленным, дипломатическое послание было растоптано, а послы казнены. Сётоку ответил разрывом отношений с Китаем. Китайцы были изгнаны из Японии. Китайский язык и китайская письменность были запрещены. Сётоку была создана слоговая японская азбука, которая и была введена в качестве официальной письменности. Наконец, Сётоку стал автором первой истории Японии – «Нихон-секи». Он же заложил прецедент особого поведения императора, отказа от власти по религиозным соображениям. Сам Сётоку отказался от престола, постригся в монахи и остаток жизни прожил в монастыре.

«Нихон-секи», «Нихонги» («Анналы Японии»), мифолого-летописный свод, окончательно составленный в 720 году группой сановников и чиновников под руководством принца Тонэри. Состоит из тридцати свитков, написан на древнекитайском литературном языке. Представляет собой ценнейший источник по религии синто и раннеяпонской истории, входит в число шести японских общегосударственных хроник. Центром повествования являются мифы, предания и события, связанные с правящим родом. После неудачной попытки создания общегосударственной идеологии на основе «Кодзики» составление свода «Нихон секи» оказалось плодотворным, этот текст всегда служил одним из основных источников для государственной и этнической самоидентификации. В отличие от «Кодзики», в «Нихон секи» представлены сведения о буддизме, родах переселенцев из Кореи и Китая. Изложение исторических событий является намного более подробным. Уникальной особенностью памятника является многовариантность изложения синтоистского мифа: представлены версии одного и того же мифа, сохранявшиеся различными могущественными родами. Свод «Нихон секи» был составлен под влиянием китайской исторической мысли при непосредственном участии иммигрантов, однако местная традиция внесла существенные корректировки. Так, положение о принципиальной возможности смены правящей династии (так называемый «мандат Неба») было полностью проигнорировано, что наложило отпечаток на всю дальнейшую историческую и культурную традиции

Эпоха Нара и Хайян

В эпоху Нара, в 645 году, были проведены реформы, получившие название «Тайка». Вся земля была объявлена собственностью государства: подданные наделялись наделами и обязывались повинностями; была проведена перепись дворов (ко); члены дворов обязаны были следить за передвижением людей и докладывать; существовала коллективная ответственность; члены двора обязаны платить налоги за бежавшего домочадца, должны вести его розыск. Каждый третий мужчина в семье обязан был нести военную службу. Помимо этого подданные должны были вносить оброк рисом, ватой, тканями и пр.; должны были отрабатывать барщину не менее 100 дней в году.

В эпоху Хайян произошли изменения в государственном управлении. Императоры, подражая Сётоку, стали отказываться от престола, как только рождался наследник. Реальная власть оказалась в руках рода Фудзивара, представители которого занимали должности министра (пушэ). Жены императору избирались из этого же рода. Фудзивара из поколения в поколение выполняли функции регентов (сэккан) при малолетнем императоре. По существу, они захватили юного тэнно, увезли его на Север, где была построена новая столица Японии – Хайян. Установился режим инсэй, просуществовавший более 100 лет.

Падение Фудзивара началось в X веке. Виной тому был Суговара Митидзанэ. В 26 лет он сдал экзамен на высшую ученую степень, что было великой редкостью в Японии. В 32 года он занял место правого пушэ, левым пушэ тогда был Фудзивара. Фудзивара обвинили Митидзанэ в заговоре, при обыске у него нашли восковую фигурку императора. Митидзанэ был смещен и сослан на самый отдаленный остров, где умер в нищете. И тут на род Фудзивара стали обрушиваться бедствия одно за другим: девочки рождались уродами, из-за чего лишались шансов стать императрицами, мужчины умирали в расцвете лет; в довершение всего молния уничтожила великолепный дворец Фудзивара. Все это было сочтено местью духа Митидзанэ, несправедливо осужденного за магию. Митидзанэ посмертно был реабилитирован, восстановлен во всех чинах и рангах, в имущественных правах. В конце концов он был объявлен богом каллиграфии. Но это не помогло Фудзивара, роль которых окончательно пала.

Самураи

Другой особенностью государственного строя Японии было военно-служилое сословие самураев, оформившееся в X веке. Самураи, в Японии в широком смысле — светское, в узком и наиболее часто употребляемом значении — военное сословие мелких дворян. Термин «самураи» применяется также для обозначения японских военных. Существовал особый кодекс чести. Самурай должен был следовать путем воина (бусидо): особыми тренировками самурай добивался абсолютного контроля над собой, мог задерживать дыхание, понижать кровяное давление, останавливать пульс; мог переносить любые трудности. Нормами поведения считались верность, мужество, скромность, самопожертвование. Самурай давал 3 обета: забыть о доме, забыть о жене и детях, забыть о собственной жизни. За оскорбление своей чести он мог расправиться с обидчиком на месте; оскорблением могло быть сочтено бранное слово в присутствии самурая, попирание ногой его тени, плевок в непосредственной близости от него и т.п.

Единственным преступлением самурая считалась измена господину. Самурай должен был совершить самосуд, то есть вспороть себе живот и вложить после этого кинжал в ножны, положив его на белоснежную подушечку. Если он этого не успевал сделать, то считалось, он совершил неудачное вспарывание живота (харакири), и он умирал бесчестным. Во главе сословия самураев стоял сегун. Он объявлял войну и заключал мир, он командовал армией, распоряжался землями, награждая самураев за службу.

Бусидо (япон. «путь воина») — кодекс поведения японских самураев. Этот свод правил был посвящен не столько действиям самурая на поле боя, сколько правилам поведения в повседневной жизни. Слово «бусидо» состоит из трех иероглифов. Первые два из них образуют слово «буси» – человек, владеющий оружием, воин. Третий иероглиф — «до» — дословно обозначает Путь — важнейшее понятие, лежащее в основе восточной философии, и для каждого сословия существует собственный Путь, своя мораль и свои правила поведения.

Согласно бусидо, в бою самурай не должен думать. Его действия должны быть предопределены его поведением в мирное время. Верность, справедливость и мужество — три природные добродетели самурая. Подготовка к тому, чтобы выполнить свой долг, который чаще всего заключался в исполнении воли господина, и составляет суть бусидо.

Сегунат

Во второй половине XII века развернулась война за полное уничтожение между двумя самурайскими родами – Минамото и Тайра. Минамото вышли победителями, именно этому роду досталось звание сегуна. Его резиденция была перенесена в город Камакура, давший название первому сегунату. Формально в Японии сохранялась империя, во главе государства стоял тэнно, правивший в Хайяне. Реально вся полнота власти находилась в руках сегуна.

Сегунат, правительство сегунов в Японии в 1192-1867 годах, называлось также бакуфу. Собственно, бакуфу — первоначально полевая ставка командующего армией — сёгуна. Когда сёгуны стали реально управлять страной с конца 12 века до периода Мэйдзи, их правительства также стали называть по определению полевой ставки главнокомандующего — бакуфу.

В 60–80-е годы XIII века монгольский флот несколько раз пытался овладеть Японскими островами, но уничтожался тайфуном, который японцы прозвали «Камикадзе», то есть божественный ветер. В начале XIV века вновь обострилась борьба между самурайскими родами. В 1333 году победителем вышел род Асикага. Сегун этого рода объявил о возвращении всей полноты власти императору. Резиденция сегуна была перенесена в Киото, новую столицу империи, и возведена в квартале Муромати, давшему название второму сегунату. Его особенностью была подчеркнутая почтительность к императору, акцентирование божественного положения тэнно, который все определяет, хотя тайные нити государственного управления сходились во дворце сегуна. Именно тогда сложились характерные для японского общества правила этикета, официальной учтивости.

Вещи культуры Дзёмон: 1 — глиняная женская статуэтка; 2 — каменные шлифованные топоры; 3 — сосуд с верёвочным орнаментом; 4 — каменные скребки с головкой; 5 — деревянный ушат; 6 — каменный наконечник копья.

Культура Японии

Культура Японии сохранила также свое исключительное своеобразие. Буддизм не стал единственной верой, государственной религией, а соединился с традиционной религией японцев – синто. Строились общие храмы, в одном крыле которых устанавливались статуи Будды, а в другом – идолы предков и духов покровителей местности. Но даже статуи Будды приобрели присущий японцам вид: над теменем обязательно виднелось возвышение (ушниша) – знак превосходства над простолюдинами; волосы собирались в прическу мотодори; мочки ушей делались нарочито длинными, знак особого благородства. Уникальным было жилище, лишенное масштабности, мебели. Жилище было приподнято над землей на столбах для изоляции от влажности. Стены были легкими, заполняли пространство между столбами и легко раздвигались и даже снимались. Окон не было, на решетчатый каркас натягивалась белая бумага. Вещи хранились в стенных шкафах-купе. Кухни устраивались отдельно от дома.

Особым было градостроительство. Первый город Японии – Нара, ставший и первой столицей государства, – был основан в 710 году. Он имел прямоугольную планировку. Город пересекала на две равные части Дорога процессий протяженностью 10 км. Город делился на правильные кварталы. Имелись площади. В северном квартале находился дворец тэнно, в южном – храм. Вторая столица Японии – Хэйан – выделялась дворцовым ансамблем – Дайдайри. Здесь были парадный павильон – Синдэн, поднятый на столбах тронный зал – Сисиндэн, личные покои императора – Сэйредэн. Вокруг дворца – искусственный сад с живыми зелеными галереями, беседками, искусственными водоемами и мостами.

Храмы находились за пределами города, в лесу. Шедевром храмовой архитектуры стал Хоодо (храм Феникса), построенный в середине XI веке. Создавались павильоны для занятий искусством, музыкой и поэзией. Таков Кинкакудзи («Золотой павильон») – его стены и столбы каркаса были покрыты тонким золотым листом. Таков Гинкакудзи («Серебряный павильон»). Оба здания входили в дворцовый ансамбль сегуна Ёсимицу Асикага. Разбивались сады. Приобрел особую известность сад камней в монастыре Реандзи. С XII века Эйсай установил чайную церемонию, для проведения которой строились специальные заведения. В эпоху Момояма утвердилась мода на строительство замков. Самым замечательным из них был замок Хакуродзе («Белая цапля»).

Японское письмо, смешанное идеографически-силлабическое письмо, в котором сочетаются иероглифы и слоговые знаки (так называемое кана) появилось в V веке. Иероглифы заимствованы из китайского письма, некоторое число изобретено в Японии; с VI века часть иероглифов используется как слоговые знаки. Изменение их графического облика привело к появлению с X столетия различных систем каны: катаканы (из сокращенных иероглифов в уставном написании) и хираганы (из полных скорописных иероглифов). Обе азбуки различаются графически, но эквивалентны по смыслу. Основы знаменательных слов пишутся иероглифами, а служебные слова и аффиксы — хираганой; новые заимствования, как правило, только катаканой. Направление письма сверху вниз и справа налево, встречается и горизонтальное написание (в настоящее время — обычно слева направо).

«Кодзики» (букв. «Записи о делах древности»), первый дошедший до нас японский письменный нарративный памятник. Составлен в 712 году на древнекитайском литературном языке по указу Тэмму (правил в 673-686). Текст «Кодзики» был первоначально затвержен наизусть синтоистским сказителем (или сказительницей) Хиэда-но Арэ, а затем положен на бумагу чиновником Оно-но Ясумаро. Состоит из трех свитков. Первый из них («время богов») излагает синтоистские мифы, второй и третий («время императоров») посвящены истории (квазиистории), прежде всего правящего рода. Главным побудительным мотивом к составлению «Кодзики» были потребности древнеяпонского государства Ямато в легитимизации правящего рода и создании общегосударственной идеологии на основе автохтонной религии синто. Однако опыт оказался неудачным, поскольку в текст «Кодзики» не были включены мифы многих местных родов; в памятнике не получили отражения также события, связанные с распространением в Японии буддизма, адептами которого были многочисленные переселенцы из Кореи и Китая, игравшие большую роль в придворной жизни. Текст «Кодзики» не функционировал в реальной придворной жизни и был прочно забыт. Несмотря на это, «Кодзики» представляет собой официальную версию мифа и истории, он остается ценнейшим источником по реконструкции древнего синтоизма и истории древнеяпонского государства.

В Японии сложилась развитая литература. В отличие от других стран Востока, в Японии получила признание женская литература. Мурасаки Сикибу считается основоположницей жанра романа. Мировую известность приобрела Сэй-сёнаган, автор «Записок у изголовья». В Японии ежегодно проводились карнавалы (саругаку), обрядовые игры (дэнгаку), площадные костюмированные песнопения кукольников и гейш (имаеута). В XIV веке возник японский драматический театр (но). Существовали театр марионеток, театр теней. С XIII века получил распространение дзэн, рассматривавший любое творчество как индивидуальный способ медитации. Его основателем считается Нитирэн. В целом Японская цивилизация оставалась константной вплоть до революции Мэйдзи.

SosudJapan

Религия Синто

Впервые термин «синто» встречается в письменных памятниках VII столетия. В это время на основе местных разрозненных религиозных культов в центральной части острова Хонсю начинается формирование единой для древнеяпонского государства религии, что было связано, в первую очередь, со становлением централизованного государства с его потребностью в унифицированной идеологии. Для достижения этой цели были составлены мифологическо-летописные своды «Кодзики» («Записи о делах древности», 712 год) и «Нихон секи» («Анналы Японии», 720 год), в которых предпринимается попытка сведения мифов отдельных родовых и территориальных образований в единую стройную систему (эта задача никогда не была решена на практике окончательно, и наряду с официально зафиксированными пантеоном и мифами синто всегда существовало множество их локальных вариантов). Основной задачей этих сводов было обоснование легитимности «правящего» рода, глава которого («сын неба» или, в устоявшейся европейской терминологии, «император») играл роль верховного жреца и почти никогда не обладал реальными всеобъемлющими распорядительными полномочиями, которые принадлежали другим кровно-родственным структурам (в древности — родам Сога, Фудзивара, впоследствии — родам сегунов Минамото, Асикага и Токугава). Этот своеобразный дуализм системы властных отношений в значительной степени предопределил уникальность ситуации, состоящей в том, что правящая японская династия не знала перерыва по крайней мере начиная с V века до нынешнего времени.

Характерной чертой религии синто или синтоистской мифологии является соединение в ней мифов земледельцев, охотников и рыбаков, племен алтайской и аустронезийской языковых групп, что отражает сложный процесс этногенеза японцев. Наблюдаются определенные параллели и с шаманистическим комплексом обитателей Корейского полуострова. Однако основными в синтоизме следует признать все-таки аграрные обряды. Это было связано с тем, что раннеяпонское государство (самоназвание — Ямато) было прежде всего государством земледельцев (главным образом рисоводов). На религиозную практику раннего синтоизма большое влияние оказали также конфуцианство и особенно религиозный даосизм.

В религии синто отсутствует концепция единого Творца. Согласно синтоистской мифологии, природные объекты (включая сами острова Японии) были созданы в результате деятельности парных (мужских и женских) божеств. Вначале сонм божеств, пребывавших на Равнине Высокого Неба, отрядил брата с сестрой — Идзанаки и Идзанами — для того, чтобы они создали Японские острова. Погрузив копье в морскую воду, они стали месить ее, пока частички земли, имевшиеся в ней, не сбились в самый первый остров. После этого Идзанаги и Идзанами спускаются на остров, чтобы создать теперь целый архипелаг, который они и порождают вполне «человеческим» способом.

Результатом этих действий стало и еще одно важное культурное последствие: японцы стали считать, что их божества — ками — обладают прежде всего творящей, производительной сущностью. И потому стали обращаться к ним во всех тех случаях, когда требовалось обеспечить эту производящую способность. Не случайно в исторической Японии похоронные обряды всегда отправлялись буддийскими священнослужителями — именно они были «ответственны» за «проводы» души покойного в мир иной. Что же касается свадеб, обрядов, связанных с рождением, обеспечением плодородия земли, то здесь абсолютный приоритет принадлежал синтоистским жрецам. При императорском дворе существовала Палата Божеств, жрецы которой профессионально отправляли обряды, призванные обеспечить плодородие в масштабах страны (ведущая роль принадлежала наследственным жрецам из родов Накатоми, Имибэ и Урабэ).Что касается деревенских общин, то там эти обряды чаще всего отправлялись самими деревенскими жителями, которых определяли жребием и периодически сменяли.

http://www.shakuhachi.ru/_media/books:native:nihonshoki_jindai_kan_pages.jpg

Официальный пантеон раннего синто представляет собой божеств-предков наиболее могущественных аристократических родов. Главными категориями этих божеств являются: 1) «небесные божества» (родились и действовали на небе — божества космогонического цикла); 2) «детей и внуков небесных божеств» (родились на небе, но действовали также и на земле — «культурные герои») и 3) «земные божества» — родились и действовали на земле (предки покоренных племен и родов). Каждое из этих многочисленных божеств обладало человеческими потомками. И чем более могущественным был род, тем к более древнему божеству он возводил свое происхождение. Поскольку главное божество синтоистского пантеона богиня Аматэрасу относится к категории «дети и внуки небесных божеств», то ее центральное место в пантеоне объясняется чисто историческими обстоятельствами возвышения правящего рода (его фамилия была, вероятно, табуирована и потому осталась для нас неизвестной). Таким образом, можно утверждать, что структура синтоистского пантеона в значительной мере отражает социальную структуру общества VII-VIII веков.

Большую роль в религии синто играют локальные ландшафтные божества, считавшиеся охранителями той или иной местности, а также людей, там обитавших. В особенности это относится к божествам гор, поскольку именно горы являлись основными сакральными точками пространства: считалось, что именно там обитают души предков. Не случайно, что большинство синтоистских храмов также было расположено в горах. Вместе с формированием в культуре эстетических представлений природным ландшафтным объектам были приписаны эстетические характеристики, чем и объясняется «повышенное» внимание, уделяемое японской литературой и искусством пейзажным жанрам.

Согласно религии синто, каждый человек после смерти становится предком, и, следовательно, объектом для поклонения — вне зависимости от своих прижизненных деяний. О синтоистском божестве невозможно однозначно сказать — доброе оно или же злое, поскольку синтоизм не относится к числу религий с разработанными этическими понятиями. Не существует в нем и божества, которое можно было бы соотнести с дьяволом, с воплощением абсолютного зла. Из культа предков проистекает трепетно-уважительное отношение японцев к прошлому. Прошлое — это то время, когда жили предки. Поэтому история этой страны не знает революций, основным содержанием которых является отрицание прошлого времени, желание начать все «сначала». Отсюда и преувеличенная (с точки зрения европейцев) любовь обитателей Японского архипелага к истории, вообще ко всему, что произошло когда-то в прошлом.

материалы сайта http://godsbay.ru

© kosmovidenie.ru. Все права защищены.   Представиться системе