Эллинская цивилизация

Под эллинской цивилизацией мы понимаем цивилизацию, сложившуюся в пределах Греции, или Эллады, если следовать древнему самоназванию этой страны. В ее формировании приняли участие различные народы индоевропейской и неиндоевропейских языковых семей, хотя доминирующую роль сыграли эллины, предки современных греков. Пространственно эллинская цивилизация имела тенденцию к весьма экстенсивному расширению: на западе она доходила до Геракловых столпов в Гибралтарском заливе, на востоке – до Персии включительно, на севере – до Македонии, Фракии, Мезии и северного побережья Понта Эвксинского, то есть Черного моря, на юге – до Египта, хотя культурным ядром всегда оставалась Эллада.

Эллинская цивилизация прошла длительный путь развития, и условно можно выделить следующие периоды:
- раннеэлладский ХХХ – ХХII века до нашей эры;
- среднеэлладский ХХI – ХVII столетия до нашей эры;
- позднеэлладский XVI – XII века до нашей эры;
- гомеровский XI – IX столетия до нашей эры;
- архаический VIII – VI века до нашей эры;
- классический V – IV столетия до нашей эры;
- эллинистический III – I века до нашей эры.

Эллада занимала исключительно своеобразное положение: материковое (Ахейя), полуостровное (Пелопоннес) и островное (Эолия), что предопределило особую роль моря в жизни ее населения и причастность одновременно Западу и Востоку. Наиболее значимые области Эллады: Македония — северная область Греции, Фракия — северо–восточная область, Эпир — северо–западная область, с юго–запада омывается Ионическим морем; Фессалия — наиболее равнинная область, с востока омывается Эгейским морем; Центральная Греция; Аттика — область вокруг Афин; Пелопоннес — самый большой полуостров Греции, соединен с материковой частью узким Коринфским перешейком. Климат изменялся от умеренно-континентального на материке до субтропического на островах. Осадки приходились на осенне-зимний сезон с сентября по февраль, оказывавшийся поэтому единственно благоприятным для земледелия. Весенне-летний сезон, напротив, отличался крайней засушливостью, приводившей к пересыханию рек.

Преобладают горные реки, короткие, бурные, с живописными порогами и водопадами, часто текущие к морю в узких каньонах. Самая длинная река Греции — Альякмон (почти 300 км). Другие крупные реки — Эброс, Нестос, Стримон, Вардар, Ахелоос. Озеpа: Пpеспа, Тpихонис. Климат в Греции средиземноморский с сухим жарким летом и прохладной дождливой зимой. В древности и материковая и островная Греция были покрыты густыми лесами, но неумеренный выпас коз привел к их исчезновению и заменой кустарниками (маквис, шибляк) или оливковыми рощами и виноградниками.

Ландшафт Эллады преимущественно горный, перемежающийся альпийскими лугами и долинами; это создавало благоприятные условия для пастушества, но крайне ограничивало возможности земледелия: здесь возможно было культивирование виноградной лозы и оливы, но почти невозможно было выращивание зерновых, что являлось основой древних восточных цивилизаций. В горах Эллады находились рудники драгоценных, черных и цветных металлов, месторождения лучших и весьма разнообразных пород мрамора и другого строительного камня. В долинах встречались отложения высококачественных глин. Море было достаточно богато рыбой ценных пород и другими морепродуктами.

Доэллинское население

Эллины не являлись коренным населением рассматриваемой страны. До них здесь обитали племена, языковая и этническая принадлежность которых остается проблематичной. От них сохранились древнейшие непереводимые топонимы, оканчивающиеся на –нф: Коринф, Олинф, Тиринф и др., а также названия растений на –нт, –с: гиацинт, кипарис, нарцисс. Скорее всего, доэллинское население не было индоевропейским и находилось в родстве с племенами Малой Азии. Позднее, уже после появления эллинов, местные племена будут названы лелегами и пеласгами.

Этнический состав Эллады в III тысячелетии до нашей эры пестр: пеласги, лелеги, которых оттеснили и ассимилировали протогреческие племена — ахейцы, ионийцы. Первые государства ахейцев (Кнос, Фест, Микены, Тиринф, Пилос) образовались в начале II тысячелетия до нашей эры, в эпоху бронзы. Вторжение дорийцев (около 1200 года до нашей эры) повлекло распад государств и оживление родовых отношений.

К IX веку до нашей эры Элладу заселяли: эолийцы — Северную Грецию, дорийцы — Среднюю Грецию и Пелопоннес, ионийцы — Аттику и острова. В VIII-VI веках в Греции сформировались полисы. В зависимости от результатов борьбы земледельцев и ремесленников с родовой знатью государственная власть в полисе была либо демократической (в Афинах), либо олигархической (в Спарте, на острове Крит). В экономически развитых полисах (Коринф, Афины и др.) широко распространилось рабство; в Спарте, Аргосе долго сохранялись пережитки родового строя.

Уже в III тысячелетии до нашей эры лелеги и пеласги создали сложную систему ирригационного земледелия, культивировали виноград и оливу, умели делать масло и вино, они строили из камня дворцы и храмы, многоэтажные дома и крепостные стены, каналы и водопроводы, мостили улицы и площади; они знали обработку меди и технологию бронзовых сплавов, изготовление керамической посуды и терракотовой скульптуры; уже в III тысячелетии до нашей эры они умели строить ладьи и пользоваться парусом. Уже в ту отдаленную эпоху лелеги и пеласги, благодаря мореплаванию, поддерживали контакты с Финикией, Египтом и Малой Азией. Вероятно, к той эпохе должно восходить появление слова «таласса» – море, позднее заимствованного эллинами.


Крито-минойская культура

Еще до прихода эллинов особого расцвета достиг Крит. Около XXII века до нашей эры там возникли храмово-дворцовые комплексы Кносс и Фест. В них выделялся культовый и политический центр – Акрополь; вокруг находились мастерские ремесленников, многочисленных кузнецов и гончаров, размещались кладовые для зерна, вина, масла; остров пересекали совершенные дороги, укрепленные стенами и башнями, каменные водопроводы и каналы. На Крите в то время находились лучшие верфи, на которых строились весельные и парусные суда. Именно на Крите ранее всего сложилась письменность – иероглифика. Самые ранние ее памятники выявлены английским археологом Артуром Эвансом и датируются XXI веком до нашей эры.

В 20-х годах прошлого века на Крите начались раскопки под рукаводством Артура Эванса. Перед глазами изумленных археологов возникли руины колоссального дворца площадью 120х120 м с запутанными ходами, сотнями помещений и фресковыми росписями на стенах. В настоящее время обнаружены сотни печатей с непонятными знаками, ваз с витиеватыми орнаментами или рисунками на морские темы, статуэток из слоновой кости, фресок со сценами далекой и уже неизвестной нам жизни. Мы не знаем, кому поклонялись критяне, как протекала жизнь в их городах-дворцах и как звали правителей острова Крит (по традиции их называют Миносами).

Критская иероглифика относится к нерасшифрованным типам письменности. В XVIII веке до нашей эры на ее основе сложилось линейное письмо А, переходное от иероглифики к силлабографическому, то есть слоговому письму. Пока уверенной дешифровки этого письма не существует. Выделяют около 80 слоговых знаков и примерно столько же рисунчатых знаков-идеограмм. Критское линейное письмо А фиксирует негреческий язык. Наиболее известным памятником этого письма является так называемый «Фестский диск». Это глиняная табличка круглой формы, диаметром 15 см, с надписью в виде спирали на лицевой и оборотной сторонах. При всей проблематичности ее прочтения можно утверждать, что это первая в истории человечества надпись слева направо. Датируется она XVII веком до нашей эры.

В XVII столетии до нашей эры Кносс и Фест были разрушены землетрясением. Затем в течение столетия пришлось заново отстраивать все храмы и дворцы. В это время был возведен в Кноссе новый дворец, названный Артуром Эвансом, его первооткрывателем, «Минойским», по имени полумифического царя Миноса. Дворец занимал площадь 16 тысяч квадратных метров, состоял из 1500 помещений в 2–3 этажа; во дворце имелись ванные комнаты, уборные, весьма отлаженная канализация; стены дворца были украшены фресковыми росписями, а полы – мозаикой. По-видимому, на это время приходится утверждение царской власти и первой, так называемой минойской династии. Цари обладали законодательными, судебными и жреческими прерогативами. Критским царям подчинялись не только поселения Крита, но и все острова Греческого архипелага и даже протополисы материковой Греции. Об этой зависимости свидетельствует легендарное предание об обязанности Афин ежегодно отправлять на Крит семь самых красивых юношей и девушек, предназначавшихся для жертвоприношения. Критские цари располагали военным флотом, что и обеспечивало им господство в Восточном Средиземноморье, обозначавшееся как талассократия.

В правление минойской династии был построен Лабиринт – особое святилище, посвященное тотемному божеству критян – быку. Согласно легендарному преданию, Лабиринт был построен Дедалом и предназначался для чудовища Минотавра, поедавшего людей. Афинский герой Тесей, воспользовавшись, по совету Дедала, клубком ниток, прошел Лабиринт, убил Минотавра и благополучно возвратился назад. Царь Крита Минос, узнав об этом, повелел заточить в Лабиринте его создателя Дедала. И тогда Дедал изобрел летательный аппарат и совершил первый в истории полет – с острова Крит на Сицилию. В реальности Лабиринт являлся особым сакральным местом, где совершались таинства посвящения царей и жрецов, сопровождавшиеся человеческими и животными жертвоприношениями, ритуальными поединками с быками. В правление минойской династии появились счетные записи и договоры на глиняных табличках в виде пальмовых листьев, возникли первые архивы, например, Кносский, который содержал более 2 тысяч табличек, или Пилосский – более 1 тысячи табличек. Тогда же появился первый денежный эквивалент – медные слитки в виде свернутой бычьей шкуры, весом 29 кг, который позднее был назван талантом.

Крито-минойская культура культура погибла в середине II тысячелетия до нашей эры, после сильнейшего извержения вулкана на острове Санторин и нашествия греков-ахейцев с материка. Под натиском греков-дорийцев погибли в XII столетии до нашей эры и очаги микенской культуры.

Эллины

В XXI веке до нашей эры появились первые волны грекоязычных мигрантов – эллинов. Они происходили из степей Евразии, вели кочевой образ жизни, разводили коней, овец и коз; носили грубую неокрашенную шерстяную одежду – пеплос у женщин и хитон у мужчин; пользовались серой глиняной посудой, бронзовым оружием. Доэллинские поселения разрушались, естественная преемственность культурных традиций была нарушена. Вообще эллины разделялись на три группы племен: ахейцев, занявших материковую часть; ионийцев, овладевших Пелопоннесом, и эолийцев, переселившихся на острова. Ахейцы развивались гораздо быстрее других эллинских племен; они ранее всех восприняли развитую агрикультуру лелегов и пеласгов, разведение виноградной лозы и оливковых деревьев, технику каменного строительства и литье из бронзы, искусство навигации и керамики; они интенсивнее усваивали политический и экономический опыт, технологии и знания местного населения. В XIX столетии до нашей эры ахейцы основали Микены, первый греческий протополис, воздвигли акрополь Дорион с двойным рядом стен, снабженных подпорками, с высокими башнями, открытыми внутрь. Рядом с Микенами и Дорионом находились некрополи и монументальные гробницы-толосы для правителей. Открыл Микены в 1874 году Генрих Шлиман.

В XVI веке до нашей эры ахейцы заняли остров Крит, вывезли в качестве трофеев немало предметов критского искусства, захватили в качестве пленников-рабов сотни и тысячи критских мастеров и художников. В это время Микены достигли наибольшего богатства и процветания. С XV столетия до нашей эры в Микенах утвердилась наследственная царская власть (басилейя), сложилась так называемая «династия купольных гробниц». Самая крупная купольная гробница достигала в диаметре 14 метров, каменная кладка выходящего к гробнице открытого коридора – дромоса – доходила до 14 метров в высоту. Царский некрополь включал в себя 24 гробницы, заполненные бронзовыми и керамическими вазами, сосудами из горного хрусталя, изделиями из золота, серебра, электра, то есть сплава золота и серебра, и драгоценных камней; в одной из гробниц была найдена погребальная маска царя, которую долгое время считали маской микенского царя Агамемнона , героя Троянской войны, но которая, в действительности, принадлежала царю, жившему на 300 лет раньше Троянской войны. Микены превратились в главный центр Эллады. Особым величием выделялся Микенский акрополь: его окружали киклопические стены и украшали Львиные Врата. Центральную часть акрополя занимал царский дворец; в нем имелся роскошный тронный зал, украшенный настенными росписями в критском стиле; составной частью дворца был мегарон, открытый двор. От Микен были проведены дороги с мостами и насыпями до Коринфского и Арголидского заливов.

В XV веке до нашей эры ахейцы приступили к колонизации Малой Азии. Они вступили в контакты с финикийцами и испытали достаточно сильное воздействие финикийской культуры. В частности, именно от финикийцев ахейцы восприняли традиции высокоразвитой книжности и само слово «библос» для обозначения книг. От финикийцев они унаследовали способы приготовления красной краски и красных чернил – «пурпур», получавшейся из желез морского моллюска. Под влиянием финикийцев у ахейцев сложилось линейное письмо Б, в котором впервые встречаются знаки для обозначения отдельных звуков – гласных. Линейное письмо Б дешифровал М. Вентрис в 1952 году и доказал, что язык этого письма был уже греческим.

С XV столетия до нашей эры к эллинскому поселению в Микенах добавляются несколько сот новых укрепленных протополисов, из которых выделялись Фивы и Афины. Они имели монументальные крепостные сооружения, дворцовые комплексы, акрополи и некрополи. В них также сложилась царская власть – басилейя. Цари Фив вели борьбу с Микенами за преобладание в Элладе, что нашло отражение в эпическом цикле «Фиванская война». Около XIV – XIII веков до нашей эры Фивы были захвачены микенцами и разрушены. Около XIV века до нашей эры ахейские мигранты поселились в Троаде, вытеснили хеттов и основали Трою, которая была открыта в 1871 году, все тем же Генрихом Шлиманом. В XIII столетии до нашей эры ахейцы предпринимали плавания в Понт Эвксинский, что было воспето в эпических преданиях об аргонавтах. Около 1275 года до нашей эры Троя была разрушена сильным землетрясением, вскоре после чего беззащитный город был захвачен хеттами. Хеттское завоевание вызвало ответный поход ахейцев, что стало основным сюжетом эпоса о «Троянской войне». Во главе похода встал басилевс Микен Агамемнон, первый известный правитель Микенского царства, правивший в первой половине XIII века. Развернувшаяся Троянская война длилась до 1200 года до нашей эры и закончилась взятием Трои.

Дорийцы

В XII столетии до нашей эры в Элладу вторглись дорийцы, принадлежавшие к протоиллирийским и протомакедонским племенам. Дорийцы переместились из Северной Греции в юго-западные районы Пелопоннеса, затем заселили острова Родос, Крит и другие области Эллады. Дорийцы были кочевниками и стояли на крайне низкой ступени общественного и культурного развития, отличались исключительной воинственностью и жестокостью. Возглавляли дорийское завоевание Гераклиды, потомки Геракла. Дорийцы захватили и разрушили Микены, Афины, Тиринф, Пилос и другие эллинские протополисы. Городская жизнь оказалась прерванной, городское население исчезло; ученые, художники и ремесленники эмигрировали. Достижения прежней культуры были утрачены: перестали функционировать верфи, поддерживаться морские сообщения, разрушились дороги и мосты, водопроводы и каналы, не стало каменных построек, величественных гробниц; исчезли фрески и расписные полы; была предана забвению письменность; грамотность стала преследоваться как занятие черной магией.

Дома стали делаться из дерева и необожженного кирпича, глиняная посуда упростилась, искусную вазопись вытеснил геометрический орнамент, вместо захоронений в земле (ингумация), стала практиковаться кремация. Замерла жизнь в святилищах – Дельфах, Делосе и др. Не стало ни царской власти, ни жречества, ни письменности. В цивилизационном отношении Эллада была отброшена на несколько столетий назад. В то же время дорийцы явно превосходили эллинов в военном отношении и в военизированных технологиях. Дорийцы умели обрабатывать железо, изготовляли железное вооружение, применяли линейное построение тяжелой пехоты, позднее получившее название фаланги, использовали конницу. Наступила героическая эпоха, в которой место письменности заняла изустная эпическая традиция.

Историки называют эту эпоху гомеровской (XI–IX века до нашей эры), по имени легендарного поэта-певца Гомера. Он, вероятнее всего, был уроженцем острова Хиоса и жил на рубеже IX–VIII веков до нашей эры, еще до 776 года до нашей эры, года Первой Олимпиады, не известной поэту. Ему принадлежала финальная переработка «Троянского» поэтического цикла и создание «Илиады» и «Одиссеи». Современные лингвистические исследования подтверждают языковое и стилистическое единство поэм, являющееся результатом индивидуального авторства. Гомер использовал опыт предшествовавших певцов-аэдов нескольких столетий, в частности, Фамириса, Демодока, Фемия. Исследователи справедливо выделяют в поэмах напластования различных эпох – догомеровской, гомеровской и даже постгомеровской, поскольку после Гомера «Илиада» и «Одиссея» еще более 200 лет существовали и передавались в изустной традиции и были записаны по повелению Писистрата в VI веке до нашей эры. Гомеру неизвестны достижения прежних высокоразвитых культур Крита и Микен. Гомер ничего не знал о водопроводе, канализации, дворцах, акрополях; он не упоминал о фресках, мозаиках, изысканной керамике; он располагал достаточно смутными представлениями о странах, граничивших с Элладой, сведения об Италии у него были откровенно фантастическими. Гомер порицал образованных людей, все его герои сплошь безграмотны.

Только столетия спустя нравы дорийцев смягчились, они восприняли обычаи, моду и язык эллинов. Только к IX–VIII векам до нашей эры стала восстанавливаться городская жизнь и общая культура Эллады. В VIII столетии до нашей эры восстанавливается и письменность, и она приобретает характер фонетического письма. Это было самым значительным открытием греков – возник греческий алфавит, первый в истории. Появление греческой письменности зачастую рассматривают как результат заимствования у финикийцев.

Действительно, большая часть букв греческого алфавита, как и само слово «алфавит», производное от первых двух букв, совпадает со знаками финикийско-семитского письма: достаточно сравнить греческие α (альфа), β (бета), γ (гамма), δ (дельта) и финикийские (алеф), (бет), (гимель), (далет), обозначающие соответствующие понятия – «бык», «дом», «верблюд», «дверь». Но это суждение не позволяет оценить по заслугам новаторство греков, а именно: введение знаков для записи гласных звуков, отсутствующих в финикийской письменности. Оказалось, что для записи всего многообразия слов достаточно 24 знака, а не нескольких сотен, как в силлабическом или слоговом письме, и не нескольких тысяч, как в иероглифическом письме. Алфавит дал возможность точнее фиксировать и передавать социальную и культурную информацию, стал фактором стремительного развития литературы и поэзии. Изобретение алфавита, без преувеличения, положило начало эллинской цивилизации. Открытие эллинами знаков для записи гласных впоследствии будет воспринято и самими финикийцами, у которых эллины многому научились, и другими семито-хамитскими и европейскими народами.

  • Возникновение полиса Афины
  • Афинский свод законов
  • Общество афинских граждан
  • Расцвет афинского полиса и демократии
  • Спарта
  • Сисситии и законы в Спарте
  • Социальная стратификация Эллады
  • Экономика эллинской цивилизации
  • Наука и техника Эллады
  • Философия и образование в Элладе

    В Элладе возникла философия как самая абстрактная наука о природе, обществе и человеке. Ее истоки восходят к VI веку до нашей эры, к деятельности софистов, мудрецов – тому же Фалесу Милетскому, Гераклиту Эффескому (530–470 годы до нашей эры), Пифагору (582–500 годы до нашей эры), Анаксимандру (611–547 годы до нашей эры). Основной проблемой софистов была проблема первоначала. Фалес считал таковым воду, Гераклит – огонь, Анаксимандр – воздух, или апейрон. Эмпедокл затем развил учение о четырех первоэлементах – земле, воде, воздухе, огне, которые являлись различными состояниями всего природного. Этим первоэлементам, по Эмпедоклу, соответствовали четыре гумора – жизненных сока человека: кровь, желчь, слизь, черная желчь, а также четыре темперамента: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик. В V веке до нашей эры Сократом было введено само понятие философии, «любомудрия» в переводе с греческого, и мудрецы стали называться не софистами, а философами. В дальнейшем в эллинской философии образовались различные направления и течения. Демокрит (460–370 годы до нашей эры) развил учение об атомах, мельчайших, неделимых частицах природного мира, основав материалистическое направление. Платон (427–347 годы до нашей эры) обосновал учение об эйдосах, мысленных образах сущего, дав начало идеализму.

    Эллада стала родиной геометрии и математики. Фалес и Пифагор сформулировали первые теоремы. Последователи Пифагора открыли иррациональные числа. Евдокс (408–355 годы до нашей эры) разработал теорию пропорций и начал применять буквы для обозначения геометрических фигур, заложив основы геометрической алгебры. Эвклид (III век до нашей эры) систематизировал знания по геометрии и математике в своем трактате «Начала»; он привел способы определения площадей и объемов различных фигур и тел, изложил теорию чисел, дал определения и аксиомы, в частности, о параллельных прямых. Диофант (около 250 года до нашей эры) занимался решением уравнений и алгебраическими счислениями.

    Элладе обязана своим становлением физика. Здесь нужно указать на открытия Архимеда (287–211 годы до нашей эры); он ввел понятие центра тяжести, разработал методы его определения; он сформулировал законы рычага; неслучайно Архимеду приписывают фразу: «Дай мне точку опоры, и я сдвину Землю»; он сформулировал знаменитый закон гидростатики: на всякое тело, погруженное в жидкость, действует поддерживающая сила, равная весу вытесненной телом жидкости, направленная вверх и приложенная к центру тяжести вытесненного объема; он ввел формулу определения числа пи как отношения длины окружности к диаметру, определил соотношение объемов шара и описанного около него цилиндра как 2 : 3.
    Достаточно обширные познания небесной сферы были известны уже предшественникам эллинов, но только в Элладе они приобрели характер рациональной теории; именно у эллинов возникли теоретическая астрономия и само обозначение науки о небесных светилах. Гицет (V век до нашей эры) и Экфант (IV век до нашей эры) разработали геоцентрическую концепцию, согласно которой Земля находится в центре Вселенной и вокруг нее вращаются Солнце, Луна и другие светила. Аристарх (320–250 годы до нашей эры) предложил совершенно иную, гелиоцентрическую концепцию, по которой Солнце является центром Вселенной, а Земля, как и другие светила, вращаются вокруг Солнца. Апполоний из Перги (около 170 года до нашей эры) развил учение об эллипсе, параболе и гиперболе, которые были открыты Менасхмосом еще в середине IV столетия до нашей эры.

    В Элладе сложилась и география. Пифей Массалийский (около 320 года до нашей эры) оставил первые географические описания европейских народов, включая побережья Средиземного и Северного морей. Эратосфен из Кирены (околот202 года до нашей эры) вычислил окружность Земли в 24700 миль, допустив ошибку всего лишь в 250 миль. Интерес к знаниям о прошлом отличал уже общества Египта, Шумера и Аккада, но он не простирался далее составления генеалогических таблиц правителей и династий. Только в Элладе зародилась наука о прошлом – история, само обозначение которой должно осмысляться как «исследование». Геродот составил историю народов Средиземноморского мира; Фукидид ввел понятие «закона истории», приемы исторической критики. Эратосфен предпринял исследование в области исторической хронологии, использовав египетские папирусы; он установил даты Первой Олимпиады, Троянской войны; он изобрел новый календарь в 365 дней и с високосным годом. Нельзя не сказать и о медицине, освобожденной от магических представлений и основанной на опыте. Ее подлинным основателем стал Гиппократ (460–370 годы до нашей эры). Медицина должна была способствовать сохранению здоровья, красоты и продлению жизни. Гиппократ устанавливал естественные причины болезней, в т.ч. «священной болезни» – эпилепсии. Герофил (III век до нашей эры) сделал значительные открытия в анатомии; он первым стал различать артерии и вены, изучил различные органы – печень, поджелудочную железу, сердце, половые органы и др.; он стал использовать пульс для диагностики; в пульсе он различал 4 фазы: систола, диастола и 2 интервала; он исследовал глаз, открыл сетчатку, зрительный нерв, нервную систему. Эрасистрат (около 240 года до нашей эры) сделал открытия в физиологии, описав функции органов. Можно без преувеличения утверждать, что некоторые другие науки, считающиеся достоянием современности, зародились в Древней Греции. Например, политология определенно ведет свое начало от «Политики» Аристотеля, который создал учение о формах политического устройства, выделив три правильные формы – монархию, аристократию и демократию, и три неправильные формы – тиранию, олигархию и демагогию.

    Говоря о науках, нельзя не отметить достижений эллинов в технике. Еще до вторжения дорийцев эллинам был известен патронный винторезный токарный станок, на котором можно было вытачивать цилиндры, шары, конусы. Архимеду были хорошо известны винты, блоки, лебедки, зубчатые передачи; он прославился изобретением ирригационных и военных машин; он впервые стал использовать болт. Его последователь Ктесибий (II век до нашей эры) создал зубчатое колесо, счетчик оборотов; усовершенствовал водяные часы, которые могли отмечать время боем и движением фигур; он изобрел гидравлический насос и создал множество механизмов для извлечения вина из бочек, воды из подвалов, гноя из ран и т.п. Но, пожалуй, самым выдающимся инженером Эллады был Герон Александрийский (150–100 годы до нашей эры), автор сочинения «Театр автоматов», основатель первой технической школы. Им созданы самые разнообразные механизмы – диоптры, воздушный орган, фонтаны; он открыл свойства пара и создал эолипил, первую паровую машину. Характерно, что это изобретение использовалось отнюдь не для облегчения труда рабов, но в театральных зрелищах: машины Герона заставляли танцевать механических марионеток, сражаться искусственного Геракла, приводить в движение любые фигуры, открывать врата храма и т.д.

    Художественная культура и религия эллинов

    Технические достижения эллинов, кроме, пожалуй, паровых машин, широко использовались в архитектуре. Эллины значительно продвинулись вперед в технологиях обработки камня, мрамора. Они выработали основные архитектурные формы, до сих пор применяемые в строительстве. Они изобрели ордер – способы соединения несущих и несомых частей в архитектуре, которые и сегодня являются неотъемлемыми признаками европейского города. Эллины разработали все основные архитектурные элементы от фундамента до кровли, на века создав своеобразную строительную азбуку; неслучайно греческие названия многих архитектурных элементов сохраняются в современных европейских языках. Древнейшие известные нам греческие скульптуры датируются еще VII веком до нашей эры. По легенде, первым создателем скульптур был мастер Дедал. В классическую эпоху (V век до нашей эры) греческие скульпторы создавали рельефы и статуи богов и героев для украшения храмов; к этому добавлялись светские образы — изваяния победителей Олимпийских игр и государственных деятелей. Греческие мастера открыли в скульптуре движение, первыми научились с помощью жестов, позы передавать момент активного действия. В V столетии до нашей эры великие скульпторы Мирон, Фидий и Поликтет, каждый по-своему, обновили искусство скульптуры и приблизили его к реальности. Их идеалом был совершенный образ человека, лицо которого не может быть тронуто никакой эмоцией.

    Предметом особой гордости эллинских мастеров были семь чудес света. Прежде всего, это храм Артемиды в Эфесе; он был построен на болотистой местности, предварительно осушенной; котлован под фундаментом был наполнен овечьей шерстью, смешанной с углем, что должно было обеспечить повышенную сейсмоустойчивость; этот храм был сожжен Геростратом в 356 году до нашей эры, году рождения Александра Македонского. Затем, это гробница царя Карии Мавсола, воздвигнутая его женой, давшая название усыпальницам правителей – мавзолеи; она была трехступенчатой; наверху стояла мраморная квадрига со статуями Мавсола и его жены. Далее – храм Зевса Олимпийского; в нем была статуя Зевса 18 метров высотой, выполненная Фидием в хрисоэлефантинной технике, то есть из золота и слоновой кости; для того, чтобы Зевсу во время сакральных трапез подносить пищу, был сооружен лифт. Следующим чудом света был Фаросский маяк; он находился на острове Фарос в дельте Нила, соединенном искусственной насыпью с материком; по насыпи были проложены рельсы и по ним ходили вагонетки, на которых к башне маяка подвозились стволы деревьев; затем деревья при помощи лебедок подымались внутри полой башни наверх, где составлялись в шатер и поджигались. Вслед за этим следует упомянуть еще один маяк – Родосский колосс. Выше названные чудеса света не сохранились. Дошли до наших дней, хотя и не целиком, храм Эрехтейон в Афинах, украшенный кариатидами, и алтарь Зевса в Пергаме. Характерно, что Парфенон, шедевр Иктина и Калликрата, украшающий Афинский акрополь, не входил в число семи чудес. Не причислялась к ним и Александрийская библиотека, представлявшая собой целый город интеллектуалов: частью библиотеки были не только хранилища, читальные залы, но и парки с бассейнами и фонтанами, ботанический сад, зоопарк, Мусейон, то есть храм девяти муз, превратившийся в музей. Эллины первыми стали строить стадионы, ипподромы и театры.

    Изобретение алфавита дало колоссальный толчок развитию литературы и поэзии. Поэзия в Элладе была всеобъемлющей: поэтами были военачальники и политики, жрецы и законодатели; стихами были записаны законы и научные трактаты. В VIII веке до нашей эры возник греческий алфавит, а уже в VII веке до нашей эры мы застаем в Элладе блестящую поэзию, разнообразие поэтических форм и жанров. Самым талантливым был Архилох (704–640 годы до нашей эры), сын рабыни, оруженосец бога войны Ареса, погибший в битве. Он считается родоначальником лирики, самой чувственной и интимной поэзии; он впервые ввел эподы, то есть басни и сатиру. В VI веке до нашей эры в мире поэтов Эллады первенствовала Сафо, основательница женской общины, посвященной Афродите, грациям и музам, своеобразной школы любви, прославившей Лесбос. Тогда же зародилась трагедия: еще Писистрат устраивал во время Дионисийских празднеств состязание трагедий. Но подлинным создателем трагедии стал Эсхил (VI–V века до нашей эры), герой Марафонской и Саламинской битв. Если трагедия считалась возвышенным жанром и была обращена к богам и героям, то комедия являлась сниженным жанром, подобающим для отражения человеческих деяний. Творцом комедии был Аристофан (около 385 года до нашей эры), сын селянина. Среди состязаний на Олимпиадах и других играх особое место занимали конкурсы поэтов и певцов, которые также награждались лавровыми венками и прославлялись в скульптуре. Эллада в древности была самой просвещенной страной, где все читали и писали. Каталог писателей Эллады, составленный Каллимахом, включал 1100 имен. Эллинские писатели отличались удивительной плодовитостью. Некий Дидим был отмечен как автор 3500 книг; ни одна из них не сохранилась, что обычно бывает с сочинениями заурядными.

    Для творчества большинства авторов характерны неоригинальность, компилятивность, зависимость от общих мифологических образов и сюжетов. Если попытаться в резюмирующей форме охарактеризовать религиозные воззрения эллинов, то следует начать с указания на присущий им пантеизм. Эллины обожествляли Пана, козлоногого, похотливого бога природы, который изображался с огромным эрегирующим фаллосом. Именно фаллос сделался символом этого божества. Ему поклонялись эллины в священных рощах и садах, в честь него устраивали фонтаны в виде все тех же фаллосов; фаллические статуи, символы, амулеты имели всеобщее распространение; марионетки с поднимающимися фаллосами были обязательными участниками и театральных зрелищ, и официальных празднеств, и традиционных шествий земледельцев вокруг полей, имевших целью повысить плодородие земли с помощью Пана. Вокруг этого бога кружился целый сонм духов: это кентавры – духи горных потоков, нимфы – духи лугов, дреады – духи деревьев, силены – духи лесов, сатиры – духи виноградников, и пр. Земледельческое население особо чтило Деметру – «мать хлебов», и в подражание ей, забеременевшей от крестьянина на поле, совершался ритуал соития прямо на свежевспаханной земле, имевший магический смысл – воздействие на силы плодородия земли. Эллины почитали и страшились Артемиду – богиню диких зверей. Городское население чтило Гефеста – бога ремесла, покровителя кузнецов, а также Афину, которая была не только богиней мудрости, но и покровительницей изобретателей, ремесленников, в особенности гончаров; считалось, что именно она создала первый гончарный круг. Горожане особо выделяли также Гермеса – бога путешествий, торговли, охранявшего от воров; считалось, что он сделал первые весы, гири и установил измерительные стандарты. Деятели культуры поклонялись Аполлону – богу искусств, и музам. Моряки приносили жертвы Посейдону – богу моря. Все эллины объединялись в поклонении Зевсу – верховному богу, и Мойре – богине судьбы.

    Богам строились храмы, возводились величественные статуи. Считалось, что в сакральное время дух богов входил в статуи; поэтому жрецы совершали ритуалы омовения, одевания, трапез и отхода ко сну статуй; в дни летнего и зимнего солнцестояния совершались ритуалы священного брака, когда статую бога несли в дом первого архонта, укладывали в постель вместе с женой архонта, и последняя, считалось, могла забеременеть от бога. В Элладе на протяжении всей ее истории совершались жертвоприношения животные и человеческие. Фемистокл, современник V века до нашей эры, самого просвещенного века Эллады, собственноручно задушил трех прекраснейших юношей в качестве жертвы накануне Саламинского сражения, и он полагал, что одержал победу над персами только благодаря этой жертве. В Афинах, самом культурном и демократическом полисе, всегда содержались в особых домах увечные, больные, преступники, которые объявлялись «фармака», то есть «козлами отпущения» в дни бедствий и подлежали ритуальному побитию камнями или сожжению.

    Истоки театра в Древней Греции восходят к празднику Великих Дионисий. Ждец, восседающий в ладье на колесах, изображал Диониса. Многочисленная свита сатиров в козлиных шкурах сопровождала шествие дифирамбами (веселыми и шумными обрядовыми песнями). Актеры, занятые в театральных представлениях, надевали маски: веселые и грустные, трагические или комические. Официальной датой рождения греческого театра считается 534 год до нашей эры. На сценических подмостках эллинских театров проливалась реальная кровь тех трагедийных героев, которые согласно сценарию должны были погибнуть – в последний момент вместо основного актера выводился дублер из числа все тех же отверженных, и он погибал, становясь жертвой богам. Перед началом работы экклессии, гелиэи, булэ и других демократических органов обязательно приносились в жертву на специальных алтарях животные. В эллинистический период культ жертвоприношений еще более усилился. Фаллический культ приобрел ничем не сдерживаемый оргиастический характер.

    Судьбы эллинской цивилизации

    Апогеем расцвета эллинской цивилизации стало время Александра Македонского (356–323 годы до нашей эры), период культурного взаимовлияния греческой и местных, преимущественно восточных, культур. Варвар, получивший греческое воспитание, Александр Македонский установил в результате жестоких завоеваний огромную империю: помимо собственно Греции в нее входили Иллирия, Скифия, Сирия, Финикия, Египет, Персия, западная часть Индии; столицей стал Вавилон. Повсюду основывались полисы, называвшиеся в честь завоевателя – Александриями, которых порой насчитывают до 70; отдельные из них дали рождение городам, дожившим до сего дня (Ходжент, Самарканд, Герат, Кандагар, Каир). Во всех захваченных городах Александр уничтожал мужчин и продавал в рабство женщин и детей. Александр считал себя сыном бога Зевса и ставил себе целью установление господства над миром. Ему приписывают, в связи с этим, стремление установить власть не только над землей, но и над другими стихиями; считается, что Александр Македонский был первым человеком, поднявшимся в воздух на шаре; что он первым опустился в «батискафе» на дно моря. Император мечтал о слиянии греков и варваров. Культурное взаимодействие привело к образованию единой, несмотря на хорошо отличимые локальные отличия, эллинистической культуры, в которой общими для всех являлись греческий язык, греческие мифологические сюжеты и греческие эстетические ценности. В его правление началась эллинизация Ближнего Востока: греческая письменность стала официальной на всем пространстве империи. В то же время началась ориентализация самой Эллады: стали распространяться в эллинских полисах восточные верования, ритуалы, обряды. При императорском дворе был введен ритуал проскинезиса – падения ниц перед императором.

    В 323 году до нашей эры умирает от малярии завоевавший большую часть известной грекам ойкумены Александр Македонский, к тому времени его держава охватывала Балканский полуостров, острова Эгейского моря, Египет, Переднюю Азию, южные районы Средней Азии, часть Центральной Азии, вплоть до нижнего течения Инда. Важнейшей политической силой державы Александра была армия, которая и определила форму государственного устройства после его смерти. Фактически власть оказалась в руках небольшой группы знатных македонян, занимавших при Александре высшие воинские и придворные должности: Пердикка стал регентом при слабоумном Арридее (тронное имя Филипп III, сын Филиппа II) и Александре IV (сыне Роксаны, родившемся после смерти Александра Македонского); Антипатр и Кратер стали править в Греции и Македонии; Фракия была передана Лисимаху. В Малой Азии самое влиятельное положение занимал Антигон — сатрап Фригии, Ликии и Памфилии. Египет был передан в управление Птолемею Лагу (Птолемей I Сотер). Важнейшие командные посты были заняты Селевком и Кассандром (сын Антипатра). Пердикка, будучи регентом, претендовал на полноценность, его выступления против Антигона и Птолемея Лага положили начало длительному периоду борьбы диадохов, в результате которой империя распалась на несколько частей – держава Селевкидов в Сирии и Персии, Македония и держава Птолемаидов в Египте.

    Военные столкновения на протяжении III века до нашей эры не прекращались, но носили более локальный характер. Наследники Птолемея I и Селевка I продолжали соперничать в Сирии, Финикии и Малой Азии (так называемые Сирийские войны). Птолемеи, владевшие самым сильным флотом, оспаривали господство Македонии в Эгейском море и Греции. Попытки Македонии расширить свои владения в Греции наталкивались на упорное сопротивление греческих полисов. Независимым от Селевкидов в 283 году до нашей эры стал Пергам, а в 260 году до нашей эры — Каппадокия. Около середины III века до нашей эры северо-восточные сатрапии державы Селевкидов образовали независимые Парфянское царство и Греко-Бактрийское царства.

    Во II веке — конце I века до нашей эры происходит упадок и подчинение Риму эллинистических государств. Македония была подчинена римлянам во II веке до нашей эры. Противостояние между городской знатью (заинтересованной в более тесных связях с римским миром) и знатью, связанной с царским административным аппаратом и храмами и жившей в основном за счёт традиционных форм эксплуатации сельского хозяйства, способствовало возникновению многочисленных дворцовых переворотов, династических распрей, городских восстаний. Немалую роль играла римская дипломатия, всячески поощрявшая обострение противоречий между эллинистическими государствами и династическую борьбу.

    В 30 году до нашей эры египетская держава Птолемеев, последнее эллинистическое государство, во главе которого находилась Клеопатра, было завоевано Октавианом Августом. Эллинистический мир как политическая система был поглощен Римской империей, однако эллинистические культурные традиции и устоявшийся социально-экономический быт оказались сильнее завоевателей, распространив все свои достижения по всей территории Римской империи.

    http://godsbay.ru/civilizations/sudby_ellinskoi_civilizacii.html

© kosmovidenie.ru. Все права защищены.   Представиться системе